Медиановости
/ Медиасреда

11 декабря 2013 14:40

258 псковских детей-сирот обрели семью благодаря системе "Видеопаспорт ребенка"

Псковская область – пожалуй, едва ли не единственный российский регион, в котором системно реализуется спектр проектов социальной направленности. Инновации в устройстве детей-сирот, в интеграции инвалидов всех возрастов в социальную среду, в заботе о пожилом поколении представлены в регионе на уровне, максимально близком к развитым европейским странам. Главное, чего удалось достичь в аспекте социальной защиты населения – комплексного подхода к тем, кто не может обойтись без помощи государства.

"Пускай все будут дома"

В 2008 году отдел опеки и попечительства был передан из управления образованием псковской администрации в управление социальной защиты населения. Начальник отдела Валентина Чернова гордится достигнутым за пять лет результатом: количество детей-сирот, поставленных чиновниками на учет, сократилось с тех пор практически вдвое. Без родителей в регионе остаются 2838 ребят, 800 из которых живут в госучреждениях.

Приоритет областных властей – находить детям новые семьи. Этим Псковская область занимается в том числе в сотрудничестве с "Первым каналом" и ведущим программы "Пока все дома" Тимуром Кизяковым. Федеральная информационная поисковая система "Видеопаспорт ребенка" функционирует в регионе с 2010 года. За это время операторы передачи отсняли ролики про 312 детей, 258 из которых уже нашли свою семью, еще пятнадцать знакомятся с будущими родителями и ждут оформления необходимых документов.

Руководитель проекта Тимур Кизяков признается, что шокирован результатами работы. Про эффективность "видеопаспортов" он может говорить бесконечно. Видеозаписи, размещенные на портале, по мнению ведущего, удачнее всего рассказывают будущей семье о ребенке. Кизяков подчеркивает: работа очень сложная, на запись одного "паспорта" можно потратить целый день, чтобы установить столь важный контакт с ребенком.

"Мы не говорим о нем плохо, но и не говорим лучше, чем есть на самом деле, – уверяет Кизяков. – Очень важно показать ребенка таким, какой он есть, чтобы предотвратить случаи повторного отказа".

Ведущий рассказывает историю о том, как снимался "видеопаспорт" для маленького мальчика, одна из прядок волос которого была абсолютно белой и выделялась на общем темном цвете волос. Операторы долго раздумывали, не закрасить ли "отметину", но в итоге решили оставить как есть. Когда ребенка, практически сразу, взяли в семью, через месяц пятнышко исчезло.

Таких историй у Тимура множество. На их примере он говорит о важности проекта, вместе с журналистами осматривая Псковский детский дом, открытый в мае 2002 года. На сегодняшний момент в нем живет пятьдесят два воспитанника. Большинство детей еще остаются в музыкальных школах и кружках. Немногие, оказавшиеся дома, смущенно закрывают лица от камер.

Детский дом известен далеко за пределами Пскова своим духовым оркестром под названием "Геликон", которым руководит музыкант Александр Роор. Стены помещения, где он занимается с ребятами, увешаны музыкальными инструментами. Специально для журналистов один из номеров исполняют Люба и Никита. Никита в пятницу выступает на международном конкурсе – и даже загипсованный сломанный палец ему не помеха.

Александр Роор рассказывает, как важно детям заниматься музыкой, ведь помимо общего развития, это еще и получение профессии, специальности. Оркестр под его руководством часто выступает на городских праздниках, в школах, на юбилеях известных горожан, а несколько лет назад даже колесил с гастролями по Германии. Роор добавляет: нельзя говорить, что во всех детдомах детям живется плохо. "Не надо бороться за закрытие детских домов", – просит он журналистов напоследок.

Тимур Кизяков обращает внимание коллег на эту фразу. Он хвалит руководство Псковского детского дома, так как, борясь за усыновление каждого из своих воспитанников, они сознательно приближают момент закрытия учреждения. Но в данном случае дети, конечно, стоят на первом месте, оставляя далеко позади вопрос постоянной работы для педагогов.

Деревня спасения

В городской черте Пскова располагается самый настоящий небольшой поселок из полутора десятков двухэтажных коттеджей. Это – "Детская деревня – SOS Псков". Благотворительные проекты такого типа во множестве существуют в Европе, в России "SOS-деревень" пока всего пять.

Псковская была создана в 2010 году, 22 декабря ей исполнится три года. В каждом из домов живет семья – кровные братья и сестры, оставшиеся без родителей. У них есть своя "SOS-мама" – социальный работник, которая во всем заменяет детям настоящую маму. Каждый дом и каждая семья живет своей собственной жизнью. Старшие помогают матери по дому, ходят вместе по магазинам, принимают участие в различных мероприятиях деревни.

По замыслу создателей проекта, такая организация жизни детей, оставшихся без попечительства родителей, позволит им вырасти полноценными членами общества. "SOS-Деревня" закрепляет важность семьи в сознании ребенка, дает ему дом детства, в который всегда можно вернуться даже после достижения совершеннолетия.

Псковская деревня, как и остальные, не огорожена забором: воспитанники посещают обычные детские сады и школы, ходят на дополнительные занятия. Старшие выполняют обязанности по дому, помогают младшим, бегают в магазин за продуктами.

Фактически деревня — альтернатива детскому дому. Негосударственное образовательное учреждение официально оформляет статус опекуна каждого ребенка. Директор псковской деревни Игорь Соловьев отмечает, что руководство учреждения тесно взаимодействует с региональными органами опеки в поисках братьев и сестер, оставшихся без родителей и раскиданных по разным детдомам.

Двухэтажные коттеджи изнутри выглядят как обычные семейные дома. На первом этаже – просторная кухня и гостиная, на втором – личные комнаты девочек, мальчиков и "SOS-мамы". Дети деревни – самые обыкновенные дети: когда телеоператор просит малышей "поиграть во что-нибудь", один из мальчиков постарше восклицает: "В компьютер можно?".

Мама одной из семей, Ольга Михайловна, признается, что все еще не воспринимает детей как родных. Она совсем недавно стала "SOS-матерью", а до этого была "тетей" – приходящей помощницей. Персонал здесь подбирают тщательно и на срок минимум десять лет: смотрят на семейное положение, возраст, опыт педагогической работы, проводят ряд тестов, в том числе и на стрессоустойчивость.

"Предназначение детских деревень – укрепить в детях, лишившихся родителей, веру в добро и справедливость, подготовить их к самостоятельной жизни и помочь найти достойное мнение к ней", – сообщает руководство благотворительной организации.

Интеграция инвалидов

О социальной защите было бы бессмысленно говорить, не акцентируя внимание на вопросе интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. В Пскове функционируют уникальные для России учреждения, которые успешно справляются с этой задачей.

Одно из них — Центр лечебной педагогики, созданный в Пскове в 1993 году совместно с администрацией города и Евангелической церковной общиной. За двадцать лет ЦЛП превратился в комплексное образовательное учреждение для детей-инвалидов с особенно тяжелыми нарушениями умственного и физического развития.

Центр состоит из четырех структур: отделения ранней помощи детям с нуля до четырех лет, дошкольного отделения, школьного отделения, где учатся ребята с семи до восемнадцати, и отделения учебного проживания. В последнем достигшие совершеннолетия люди с ограниченными возможностями учатся жить самостоятельно, без помощи взрослых и родителей.

Школьное отделение делится на четыре стадии – система похожа на деление обычной школы на классы. Каждой из стадий соответствуют свои направления обучения. Это соотнесение ребенка с собственной личностью и внешностью, запоминание имени, фамилии, адреса; обучение навыкам вербальной и невербальной коммуникации, умениям самостоятельно ухаживать за собой, покупать одежду и продукты.

Кроме того, дети получают трудовую подготовку: занимаются художественным творчеством (батик, керамика), овладевают трудовыми навыками (деревообработка, кройка и шитье, готовка, растениеводство).

Еще один немаловажный аспект работы – сотрудничество с родителями. Специалисты центра проводят юридические, медицинские и психологические консультации, тренинги, семинары, организовывают семейный отдых. Возможность отдавать ребенка в эту школу каждый день – это возможность для родителей, среди которых много матерей-одиночек, например, работать.

В дальнейшей взрослой жизни особенные люди получают возможность работать в  учреждении социального обслуживания "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов". Проект, созданный в 1999 году совместно с той же Евангелической церковью, до сих пор является уникальным по своей специфике для российского общества.

Учреждение создано для реабилитации людей с ограниченными возможностями. В мастерские поступают инвалиды, достигшие восемнадцати лет. На данный момент в организации работают 155 человек.

Созданные девять отделений делятся на две группы: это производственные отделы (растениеводство, прачечная, картонажное и швейное отделения, деревообработка) и непроизводственные (тренировочное, хозяйственное, ухода и развития, дневного пребывания).

Новички в интеграционных мастерских поступают в тренировочное отделение, где в срок от двух месяцев специалисты определяют склонность молодых людей к тому или иному виду деятельности. В дальнейшем инвалиды работают в производственном цикле. В интеграционных мастерских есть теплицы, где выращивают в том числе декоративные цветы, например, каллы.

Отделение деревообработки состоит из двух подразделений: первичной обработки заготовок и производства готовых изделий. Здесь древесина проходит полный цикл – от сырого материала к предметам мебели, детским игрушкам, декоративным элементам. Отделение, как и другие, принимает частные и государственные заказы.

Директор "Производственно-интеграционных мастерских" Вячеслав Сукманов подчеркивает, что на производстве существуют жесткие требования к безопасности. Каждое утро начинается с повторения соответствующей инструкции, доступ к технике есть только у инструкторов и специалистов центра. В организации даже разработали специальную систему оповещения о пожаре, запрограммировав ее таким образом, чтобы о возможной угрозе сообщал не вой сирены, а мягкий настойчивый женский голос.

Всю продукцию мастерских можно приобрести в магазине "Псковский ангел", в котором также трудятся люди с ограниченными возможностями. В учреждении функционирует столовая, где работникам предоставляют горячее питание. Есть и группа дневного пребывания, где ребятам с тяжелыми формами заболеваний помогают сотрудники организации.

Социальный городок

Такие интеграционные мастерские, говорит начальник управления социальной защиты населения Псковской области Армен Мнацаканян, повсеместно функционируют в Европе. Поэтому Мнацаканян отказывается понимать "нытье" российских чиновников: "Надо не сидеть, а идти и делать".

В планах дел на 2014 год – строительство так называемого "социального городка", также в сотрудничестве с немецкими партнерами. Новая модель социального учреждения призвана социализировать пожилых людей и инвалидов, предоставить им возможность как реабилитации, так и педагогического ухода.

"Социальный городок" будет состоять из специализированных домов высотой в три-четыре этажа, в которых предполагается "безбарьерная" среда. Квартиры предназначены для одиноких пенсионеров, пожилых супружеских пар, многодетных семей и инвалидов. Всего городок сможет предоставить жилье по договору найма для 130 человек.

В проекте – строительство зон для отдыха, развлечений и занятий спортом, а также создание рабочих мест. Уход будут осуществлять специалисты, обученные зарубежными коллегами. Армен Мнацаканян подчеркивает, что договор о проживании в "Социальном городке" будет заключен с первыми успевшими подать заявку. Впрочем, на одном таком проекте начальник управления социальной защиты останавливаться не собирается.

По его мнению, подходить к решению социальных проблем надо комплексно. И хотя не все возможное уже сделано, а впереди много работы, Псковский регион с уверенностью можно назвать передовым в России по государственной заботе о его жителях.