Медиановости
/ Бизнес, Версии, Петербург

25 июля 2014 18:24

Карточный домик бетонного «Петроцентра»

Информационно-издательский центр Смольного «Петроцентр» опубликовал годовой отчет за 2013 год. Несмотря на масштабные финансовые вливания из бюджета города, организация закончила год с 96-миллионными убытками, 80-миллионным кредитом, взятым у православного банка «Пересвет» и заложенной за это недешевое удовольствие типографией.

ОАО «Информационно-издательский центр правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр», занимающийся в основном изданием и распространением смольнинского «Петербургского дневника», неожиданно (ОАО «Петроцентр» не отличался своевременной публикаций финансовых документов, которые должны быть в открытом доступе – прим. Лениздат.Ру) опубликовал годовую финансовую отчетность. При внимательном ее рассмотрении вывод напрашивается неутешительный – несмотря на щедрые бюджетные вливания, акционерное общество набрало кредитов на 80 миллионов рублей, заложило свое типографское оборудование и закончило 2013 год с чистым убытком в 96 миллионов рублей.

В 2013 году бюджетные средства, которые достались «Петроцентру» и за счет которых создается и распространяется газета «Петербургский дневник», составили 196 миллионов 580 тысяч рублей. Из них 186,9 миллионов рублей смольнинский центр получил в виде субсидий и еще 9,68 миллионов – в виде четырех правительственных грантов СМИ.

гранты2.jpg

За прошедший год «Петербургский дневник» увеличил полосность: с 16 до 20 полос номеров, выходящих с понедельника по четверг, в третьем квартале, а в четвертом квартале 2013 года – до 28 полос. Кроме того,  в третьем квартале был запущен выпуск издания «Бизнес-дневник». Реализация данного проекта, как сказано в годовом отчете, «направлена на получение прибыли от рекламной деятельности».

Однако с рекламной деятельностью у «Петроцентра», несмотря внушительные тиражи (150 тысяч – с понедельника по четверг и 200 тысяч – по пятницам, - прим. Лениздат.Ру), явно не ладится. Общая выручка «Петроцентра» за прошедший год составила 247 миллионов рублей. Помня о том, что 196 из них – бюджетные поступления, выручка акционерного общества без учета помощи налогоплательщиков составила 50,5 миллионов рублей. Из них на рекламе «Петроцентр» заработал лишь 24,5 миллиона рублей – а это 9,92% от общих доходов ОАО.

Несмотря на это, годовой убыток «Петроцентра» составил 70,16 миллионов рублей. Кроме того, у смольнинской структуры еще с 2012 года остался 26-миллионнный долг. Всего за прошедшее время ОАО понесла чистые убытки на сумму в 96 миллионов рублей. Динамика, как указано в отчете, отрицательная.

В своих финансовых неудачах издательский центр винит затраты на модернизацию издания «Петербургский дневник» - 26 миллионов 743 тысячи рублей: «Недополученный объем выручки от продажи коммерческих площадей в рамках газеты связан с переформатированием издания». Однако то же самое оправдание «Петроцентр» приводил и в прошлом году. Конечно, развитие - это хорошо, но обеспечивается оно не личными средствами владельцев: единственным акционером «Петроцентра» является комитет по управлению городским имуществом и все убытки ОАО могут быть компенсированы лишь за счет средств городского бюджета.

Закончил с убытком – получи премию

Как сообщается в отчете, количество сотрудников «Петроцентра» в 2013 году сократилось со 140 до 122 человек. Сокращение произошло из-за прекращения выпуска журналов «Новые возможности», «Оборонный заказ» и «Экспо-новости» и недостаточной загруженности типографии издательского центра.

шамрай.jpg

Однако несмотря на все финансовые трудности, своих сотрудников ОАО не забывает: за год на заработную плату было потрачено 73 миллиона 751 тысячу рублей. Исходя из этих данных, средняя заработная плата в «»Петроцентре» составляет 50,3 тысячи рублей в месяц. В отчете  отдельно указано, что, кроме штатных сотрудников, в «Петроцентре» работают и внештатные, что «позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы организации». Выходит, если говорить о размере среднего заработка тех, кто находится в штате, вполне вероятно, что он выше 50 тысяч рублей.

Стоит добавить, что на этом фоне интересно выглядит упоминание того, что в «Петроцентре» предусмотрена система премирования сотрудников. Так, в третьем и четвертом квартале премия в размере одного оклада была выплачена генеральному директору организации Андрею Шамраю. К слову, по сравнению с 2012 годом зарплата гендиректора поднялась с 50 до 120 тысяч рублей. Финансовые трудности отдельно, премии – отдельно.

От субсидии до субсидии

От субсидии до субсидии на выпуск «Петербургского дневника», которую вот уже который год неизменно получает «Петроцентр», организация, видимо, прожить не может. Из-за этого она берет кредиты у "православного" банка «Пересвет», самыми крупными совладельцами которого являются три епархии РПЦ. В декабре 2013 года банк предоставил «Петроцентру» невозобновляемую кредитную линию с лимитом кредитования до 80 миллионов рублей под 12% годовых при условии ежемесячной оплаты. Как изменятся условия, если «Петроцентр» просрочит с оплатой процентов – не указано.

Для обеспечения платежеспособности «Петроцентр» заложил собственное, вернее, городское, оборудование входящей в активы «Петроцентра» ОП «Пушкинская типография» на сумму 29 миллионов рублей.

типография.jpg

Впрочем, ранее организация уже обращалась в «Пересвет» – в марте 2013 года решением совета директоров в "православном" банке была открыта кредитная линия на 40 миллионов рублей. Необходимость этой сделки организация объясняет просто – надо же как-то перетерпеть до момента поступления на счета «Петроцентра» субсидии на выпуск «Петербургского дневника». Тот факт, что в смольнинском центре даже не сомневались, что субсидия достанется им, несмотря на то, что проводится открытый конкурс и де-юре претендовать на нее может любая редакция, лишний раз подтверждает справедливость выводов петербургского УФАС.

Напомним, в 2012 году управление федеральной антимонопольной службы вынесло решение: комитет по печати, заведующий раздачей субсидий, нарушает антимонопольное законодательство. В условиях получения субсидии комитет по печати указывал, что конкурсант обязан предоставить свидетельства о регистрации «Петербургского дневника» и «Петербургской фотохроники» в качестве СМИ. Эти документы есть только у ОАО «Петроцентр», которое выступает учредителем этих изданий.

Кроме того, «антимонопольщики» проанализировали техническое задание комитета по выпуску изданий и пришли к выводу, что положения документа формировались комитетом с учетом фактически выпускаемых «Петроцентром» изданий. Судебные разбирательства между УФАС и комитетом по печати дошли до высшего Арбитражного суда, который принял сторону чиновников из Смольного.

В 2014 году  на выпуск «Петербургского дневника» ОАО «Петроцентр» получил субсидию в 177,5 миллионов рублей. Кроме того, еще 93 миллиона рублей издание получило на «увеличение подписного тиража для льготных категорий граждан». Такового тиража, к слову, до недавнего времени у смольнинской газеты, которая распространяется бесплатно, вообще не было. Еще 3 миллиона «Петербургский дневник» получил после первого раунда раздачи грантов правительства для СМИ. Предполагается, что во втором раунде комитет по печати не обделит издание, одним из учредителей которого он является.