Медиановости
/ Бизнес, Конфликты, Пресса

15 октября 2014 21:07

Газетные киоски продолжают борьбу за выживание

 
После запрета на продажу табачных изделий в киосках рынку распространения печатной продукции грозят серьезные убытки. Эксперты называют ситуацию ударом не только по газетным ларькам, но и по малому бизнесу в целом.
 
Сигаретные пачки исчезли из ларьков 1 июня 2014 года. В соответствии со  статьей №19 закона №15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» торговля табачной продукцией разрешена только в магазинах и павильонах. Согласно указанному закону, под магазином понимается «здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест».
 
Запрет на сигареты – залог кризиса 
 
Запрет на торговлю табаком может сократить доходы распространителей печатной прессы в два раза. Генеральный директор ООО «Пресса» Елена Салтыкова рассказывает, как в начале 2000-х годов во всех киосках «Прессы» прекратили продажу сигарет. Решение было принято в результате учащенных нападений на киоски. «Люди лезли целенаправленно за табаком, разбивали витрины, калечили двери, лезли внутрь киосков и брали только табак и жвачки. Мы пришли к выводу, что не столько торгуем этим табаком, сколько несем убытки от ремонта киосков», - рассказывает Салтыкова.
Исчезновение сигарет из киосков сократило доходы ООО «Пресса» ровно вдвое. Ситуация была тяжелой. Салтыкова признает, что на сегодняшний день такая мера может стать для газетных киосков смертельным ударом. Что касается киосков ООО «Пресса», то в последние несколько лет они выживают в основном благодаря сувенирной продукции и игрушкам. Процентное соотношение  печатной продукции к остальным товарам составляет 70% к 30%, в предновогодний период соотношение меняется до 50% к 50%. 
 
«Если убрать сувениры и игрушки, то тогда можно закрыться сразу, потому что этой выручкой мы покрываем расходы на энергоносители, аренды, зарплаты, которые нельзя делать ниже определенного минимума, налоги (социальные, страховые, медицинские), транспорт, бензин. Это можно закрыться и не работать», - говорит Елена Салтыкова. 
 
Альтернативной идеей по спасению ситуации на рынке АРПП считает удвоение количества газетных киосков по всей стране. «В Западной Европе этот охват плотнее, чем у нас. И здесь такая же история должна быть. Та же ситуация и с  книжными магазинами. Будучи депутатом, я часто бываю в городах, где по 40 – 50 тысяч человек живет - и ни одного книжного магазина! Это тоска и очень плохо», - комментирует идею АРПП член Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Валентин Шурганов.
 
Угроза малому бизнесу
 
Газетные киоски стандарту магазинов и павильонов не соответствуют. Председатель правления Ассоциации распространения печатной продукции (АРПП) Александр Оськин считает, что закон не защищает население от курения, зато вредит малому бизнесу в пользу больших розничных магазинов. «Курить, безусловно, вредно. Я сам человек некурящий и никогда не курил. Но я за то, чтобы человек имел свободу выбора. Чтобы ему не указывали: ты не здесь покупай, а там покупай. Иди в крупные ритейлы и бери сигареты целыми блоками».
 
АРПП выступала с предложением внести правки в закон №15-ФЗ и вернуть табачную продукцию в киоски, ссылаясь на то, что рынок распространения печатной прессы в России терпит большие убытки. Однако в ответ ассоциация получила письмо из Экспертного управления президента РФ Владимира Путина, в котором сообщалось о нецелесообразности внесения каких-либо поправок в закон, по крайней мере – до полноценного вступления его в силу, то есть до 1 января 2017 года. 
 
«Мы глубоко разочарованы поверхностной реакцией на предложение АРПП по части возврата табака в объекты прессы. Люди, которые принимают такое решение, занимают позиции деструктивные и, я бы даже сказал, вредные для страны. Тут проявляется некий популизм, мол, защитим народ от курева, но курящий народ такими мерами не остановишь. Курильщики добывают сигареты втридорога, курят всякую гадость вместо качественного табака. Это позиция антинародная и, я даже сказал бы, преступная. Запретами человека не поправишь, человека нужно убеждать в том, что надо бросать курить», - комментирует Александр Оськин официальный ответ из управления президента.
 
За возврат табака выступает также Федеральная антимонопольная служба. Как рассказывает Оськин, недавно на совещании правительства заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сделал заявление о необходимости вернуть алкоголь и табак в мелкую розницу в целях поддержки малого бизнеса. Министерство промышленности и торговли РФ заинтересовалось предложением Голомозина.
«В гражданском кодексе РФ есть положение о том, что у нас свободная торговля и только продавец вправе определять свой ассортимент. Когда чиновники разных уровней пишут разные бумаги - это нарушение действующего закона Российской Федерации. Продавать можно все, что не запрещено законом.  Это должно быть принципом, который резко даст толчок для развития малого бизнеса в России и укрепления экономики страны», - утверждает Александр Оськин. 
 
Напомним, проблемы у киосков в Петербурге начались еще в 2013 году, когда с 1 января в силу вступило постановление правительства №1045, которое предусматривало создание новой схемы размещения ларьков и киосков. Постановление вызвало волну недовольства, так как в новую схему не попало множество торговых объектов, имеющих действующий договор аренды и прописанных в городской адресной программе. Были нарушены права около 3500 предпринимателей. Общественная приемная Следственного комитета по защите прав в сфере предпринимательской деятельности обратилась по этому поводу в Прокуратуру Санкт-Петербурга, в результате чего была разработана новая схема, в которую было внесено 3698 объектов, в нынешней версии документа содержится информация о 5779 объектах.