Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

28 октября 2014 17:32

Профессиональное сообщество: Под ударом – не пресса

 
Какой контент и для кого должны производить СМИ сегодня, как выстраиваются отношения журналистов и власти и кто такие блогеры в медиасфере – "повстанцы" или "боевики", – обсуждали 23 октября представители журналистского и интернет сообщества на панельной дискуссии форума "СеЗаМ-2014" в президентской библиотеке им. Ельцина.
 
Обсуждения XII форума СМИ Северо-Запада открыла дискуссия "Современный мультимедийный процесс и традиционная журналистика: тренды выживания", ее модератором стал заведующий кафедрой  новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский. На этот раз извечного спора – умрут или не умрут СМИ? – почти удалось избежать.
 
Повстанцы или боевики?
 
По-военному распределил силы на сегодняшней арене масс медиа Михаил Иванов, главный редактор газеты "Невское время": если "новые СМИ", то есть пользователи интернета, которые сами производят новостной контент, – это "партизанские отряды", то традиционные СМИ – это "регулярная армия". Партизанские отряды могут быть стремительнее, неожиданнее, идти впереди, но за ними должна приходить системная, обученная структура.
 
В похожей риторике: не противостояние, а комплиментарность, взаимодополнение, – высказывались и другие участники. Соцсети становятся новейшим источником информации для  СМИ, а блогеры - помощниками журналиста, "щучками, которые гоняют больших карасей традиционной прессы". Светлана Бодрунова, заведующая кафедры медиадизайна и информационных технологий Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, приводит примеры иностранных изданий, которые наладили постоянное сотрудничество с блогерами. Именно это помогло им поднять не только сетевые рейтинги, но кое-где даже тиражи печатных изданий.
 
Но такое благожелательное отношение разделяют не все. "Вот эти партизаны, о которых вы говорите - они повстанцы или боевики? - спрашивает Максим Андреев, главред информационного агентства "Псковское агентство информации". - Кажется, что пользователи становятся сепаратистами и боевиками. Информационные технологии - это бомба, которая попала им в руки, и нам нужно думать, как направить их в мирное русло. Или же ожидать, что это как-то пройдет само собой, и пользователи доверят информацию профессионалам".
 
Соцсетевые сложности
 
На сложности взаимодействия СМИ с соцсетями обратил внимание Иван Засурский. Речь идет следующем: информацию пользователь начинает получать из своей "френдленты", которую сам же и сформировал. И это уже это история не про СМИ, а про пост друга. Информация интересна не сама по себе, а в зависимости от того, насколько она поясняет или подтверждает какие-то мысли, чувства или слова этого друга. И даже если пользователь, заинтересовавшись чем-то, перейдет по такой дружеской ссылке на журналистский материал, только один этот материал он и прочитает, с большой вероятностью даже не обратив внимания на название СМИ. Информация будет интересовать его только в конкретном контексте. 
 
Так или иначе, но в этих условиях СМИ должны делать такой контент, чтобы его хотелось не просто прочитать, а поделиться.
 
Другой спорный вопрос – вопрос комментариев. Вопрос настолько острый, что многие СМИ вообще закрывают возможность комментировать материалы. Засурский заметил, что в своей любимой газете Guardian больше читает даже не сами материалы, а комментарии к ним. "Если издание задает правильный уровень информации, то и дискуссия поднимается на этот уровень", - подчеркивает журналист.
 
Перемены. Непознанное
 
Меняются не просто возможности подачи информации, считает Засурский, меняется само общество. Реконструируется вся информационная система.
 
"Частица становится волной, - говорит Иван Засурский. -  Медиа, к которым мы привыкли, создавали индивидуальности. Сейчас медиаплатформа создает причастность, создает коллектив. Раньше у нас, журналистов, была функция gatekeeper, привратников, хранителей доступа к информации. Мы это потеряли. Действительно, люди получили прямой доступ к информации и действуют непредсказуемо. Сейчас мы имеем дело с чем-то совершенно новым".
 
Нет универсальных схем или ответов, эта сфера пока - непознанное.
 
Но если представить информационное общество как компьютер, то все же именно СМИ, по мнению журналиста, выполняют функции процессора и памяти.
 
"Интернет не просто упрощает жизнь, он в принципе меняет границы, - говорит Илья Переседов, исполнительный директор Фонда поддержки сетевых инициатив  "Разумный интернет". – Интернет – это лучшее, что случилось с человечеством в XX веке".
 
Перемены. Власть
 
Важные изменения именно для российских СМИ идут и в совсем другом ключе. 
 
"Когда власть неуверенно себя чувствует, к прессе относятся настороженно. Так было в девяностые, - рассказывает Иван Засурский. - Сейчас власть снова переходит в позицию силы, и на СМИ ложится роль контролера по отношению к госструктурам. Надо понимать, что мы живем в то время, когда власть становится все более и более прозрачной".
 
Перемены. Обучение
 
Влияние представителя МГУ как модератора не могло не склонить дискуссию в обсуждение проблемы подготовки востребованных специалистов в меняющихся условиях. Как рассказал Иван Засурский, идея последних разработанных программ московского университета - подготовка не узких специалистов, а тех, кто сможет работать в любом жанре и с любой техникой.
 
"Худшее, что мы можем сделать - настаивать на узкой специализации, - считает Засурский. - Сейчас интересно рассказывать истории по-новому, использовать новые технологии".
 
Разговор даже дошел до договоров между московским и петербургским университетами и региональными СМИ: регионы просили присылать на практику студентов, "свежий воздух", и отправлять своих сотрудников на повышение квалификации. Есть основания полагать, что за этими словами последуют реальные действия.
 
Унисон и диссонанс
 
Что же касается самой заявленной темы, большинство участников сглаживали углы.
 
"Разговор "или - или" (или традиционные, или "нетрадиционные" СМИ) неконструктивен, - говорит декан факультета журналистики СПбГУ Людмила Громова. - Здесь нет противоречия. Сегодняшний технологический бум останется в прошлом, и все займут свое достойное место".
 
Она также отметила, что всевозможные блоги и соцсети дают много информации, но мало смыслов. А смыслы как раз остаются за журналистами.
 
Говорить о традиционных и нетрадиционных СМИ - все равно, что измерять мощность мотора в лошадиных силах, - добавляет Илья Переседов. - Измерять-то мы измеряем, но на лошадях уже давно не ездим. Условие успеха - в том, насколько традиционные СМИ станут "нетрадиционными".
 
"Проблема не в том, чтобы выжить в этих современных процессах, - заметил представитель череповецкого "Канала 12". - Проблема в том, чтобы выжить в условиях современного российского законодательства. Я постоянно общаюсь то с полицией, то с прокуратурой, с теми или иными силовыми ведомствами, и вот это - действительно проблема".
 
Взгляд на эту болезненную для журналистского сообщества Ивана Засурского оказался неожиданным.
 
"Прессу ведь не слишком-то зарегулируешь - гаек особо много не закрутишь, - говорит журналист. - Под ударом оказывается не пресса, а все остальные".
 
Законодатели все настойчивее берут под контроль уже не журналистику, которая перешла в интернет, а вообще все происходящее в сети.