Мнения
/ Интервью

11 октября 2007 16:17

Михаил Куржиямский: "Все, кто о нас пишет, — свои"

В начале недели на одном из интернет-порталов, освещающем жизнь Ленинградской области, появилась информация о том, что глава нового комитета по информационно-аналитическому обеспечению региона Михаил Куржиямский решил поделить всех журналистов на нужных и не очень. Какими же принципами будет руководствоваться в своей работе новое ведомство, поинтересовался у г-на Куржиямского Lenizdat.ru.

Lenizdat.ru: Михаил Юрьевич, вы закончили ГИТИС по специальности "театроведение". Расскажите, как театровед стал политическим идеологом?

М.Куржиямский: Театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. Луначарского — мое первое образование. По окончании института отслужил в армии и пошел работать на радио. В творческом объединении "Экран" я находился в должности политического редактора. На студии музыкальных фильмов вместе с Артемием Троицким и Евгением Гинзбургом мы создавали программу, посвященную мелодиям и ритмам латышской эстрады — "В субботу в Риге". Это был прорывной проект для того времени. Видно, уже тогда мне хотелось каких-то экспериментов.

Далее я окончил Высшую школу международного бизнеса по специальности "стратегический менеджмент". Диплом я получил в тот же год, когда и защитил кандидатскую диссертацию по философии, тема которой — "Средства массовой информации в системе массовой коммуникации". Пять лет был соискателем на факультете  журналистики СПбГУ. Надеюсь, что в скором времени на социологическом факультете мне удастся защитить докторскую диссертацию "Средства массовой коммуникации в современной политической системе России", которую я написал еще в 2003 году.

Также я закончил Дипломатическую академию МИД РФ по специальности "международные отношения". Может, некая квинтэссенция, синтез полученных знаний и сказался на том, что я заинтересовался политтехнологиями. Само по себе театроведение не создает, а описывает продукт, результат деятельности других людей. В свою очередь, стратегический менеджмент дает возможность управления процессами, проектами, а знание международных отношений позволяет оценивать события с точки зрения глобальных процессов.

Когда я работал на телецентре, близость к носителям информации позволяла параллельно заниматься продвижением тех или иных политических фигур. В те годы это была дополнительная возможность заработка денег. К тому же это был ряд интересных кампаний, благодаря которым я получил хороший опыт. В 2003 году Сергей Миронов пригласил меня в Совет Федерации руководителем пресс-службы. Но в один прекрасный день я встретился на улице с Дмитрием Зелениным, будущим губернатором Тверской области. В неформальной беседе он рассказал о происходящем в регионе, о том, что до этого он проиграл несколько кампаний. Я в двух словах описал рецепт для этой ситуации. Сказанное мною, видно, совпало с его пониманием, и он позвал меня к себе на работу.

Одной из важнейших моих задач было создание союза между исполнительной и законодательной ветвями власти. Когда же существует некий конфликт и две силы пытаются выяснить отношения, то заложниками становятся жители. В регион не приходят инвесторы, представители крупного бизнеса, так как они понимают, что можно договориться с исполнительной властью, но есть риск натолкнуться на рифы на законодательном уровне. Кстати, в Ленинградской области этот союз существует, и это очень большой плюс региона. Тогда же в Тверской области я стал инициатором создания комитета внутренней политики. Мне была интересна не линия информационного сопровождения, а ее стратегическая разработка. Как известно, опыт — сын ошибок трудных, а тактика — это дитя процесса. Вот так бывший театровед и стал политтехнологом.

Lenizdat.ru: Что сейчас входит в обязанности Комитета по информационно-аналитическому обеспечению правительства Ленобласти?

М.Куржиямский: Наша главная задача — создание единой информационной политики в регионе. Я считаю, что необходимо жителям Ленинградской области объяснять, что планирует и что делает правительство, как оно претворяет свои проекты в жизнь. К сожалению, очень часто позитивные начинания власти, направленные на улучшение качества жизни, бывают непонятны людям. Значит, нужно расшифровывать, нужно объяснять, нужно доносить смысл до аудитории. Сегодня, когда уровень жизни граждан растет, появляется некая аморфность — мол, нам больше ничего и не надо. Так, значит, нужно расшевелить человека, разбудить в нем желание политизироваться.

Lenizdat.ru: Как планируете "будить" население?

М.Куржиямский: В первую очередь нужно доносить сведения до людей. Но тут у нас возникает вопрос с носителями информации, которых в области крайне мало. Стратегия нам понятна, теперь будем думать над тактикой. Часть политиков не видят необходимости в том, чтобы объяснять людям происходящее. Они воспринимают это как должное, считая, что и так все ясно. Очень часто это влечет за собой негативные последствия, такие как неучастие в выборах. Поэтому необходима устойчивая связь между властью и жителями.

Lenizdat.ru: Можно ли сказать, что до появления комитета этой связи не существовало?

М.Куржиямский: Нет, связь существовала. Люди с удовольствием смотрели ЛОТ, слушали радио "Гардарика". Просто население стареет, а молодежь, которая ранее была аполитична, взрослеет. На сцену выходит новая аудитория, про которую нельзя ни в коем случае забывать. Сегодня есть уже сложившая аудитория ЛОТа, "Гардарики". Да, возможно, она мала, но нельзя и ее терять. А то потом восстанавливать доверие будет очень тяжело. Нам нужно, во-первых, не потерять то, что есть, а именно доверие консервативной части населения, а во-вторых, привлечь новых участников процесса.

Lenizdat.ru: Поскольку мы затронули тему Ленинградского областного телевидения, то хотелось бы узнать, какова судьба ЛОТа? По одним данным, планировалось, что он будет вещать на частотах телеканала СТО. Но Михаил Великосельский, генеральный директор "100 ТВ", опроверг эту информацию …

М.Куржиямский: Я считаю, что Ленинградское областное телевидение необходимо региону. Время рассудит, в каком виде оно будет существовать. Возможно, это будут региональные окна на федеральных каналах.

Что касается телеканала СТО, вещающего в том числе и в области, то он заинтересован в расширении аудитории. В свою очередь, правительство и жители Ленинградской области хотели бы, чтобы информация о жизни региона регулярно попадала на телеэкраны. Думаю, что не будет проблем в том, чтобы договориться с вещателем. Мы должны обеспечивать конституционное право наших граждан на получение информации. Уверен, что у нас все получится.

Lenizdat.ru: Как вы будете формировать позитивный образ региона?

М.Куржиямский: Хорошие новости есть повсюду, другое дело, что мы их не всегда замечаем. Когда же новостей нет, то их пытаются создать. Отсюда принято делить политику на виртуальную и реальную. Сейчас я хочу заниматься реальной политикой, так как здесь все лежит на поверхности.

Если сравнивать Тверскую и Ленинградскую области, то в Ленобласти совершенно другое качество жизни, другие социально-экономические показатели. В Твери мы занимались виртуальной политикой, создавая позитивный образ региона. В Ленинградской области этого не надо делать. Здесь уже сформирован имидж региона, его нужно всего-навсего правильно показать. По сравнению с другими регионами России Ленобласть очень успешна.

Lenizdat.ru: Какие нововведения будут в работе с прессой?

М.Куржиямский: Никаких. Изменения будут носить другой характер. К примеру, я хочу, чтобы с главой региона работало только специальное подразделение — пресс-служба губернатора. В планах хотелось бы, чтобы за вице-губернаторами, которые курируют отраслевые направления, были закреплены свои сотрудники. Тогда все основывается на ответственности и профессионализме людей. Раньше существовала ежемесячная система отчетов, в которых отмечалось, в каких СМИ была размещена та или иная информация. Теперь мы ежемесячно будем получать рейтинг информационного благоприятствования. Если мы закрепляем ответственного за каждым вице-губернатором, то тогда по рейтингам и без отчетов будет видно, как идет работа.

Также к нововведениям можно отнести то, что появился новый блок аналитики, внутренней политики и сектор по работе с общественными организациями и партиями.

Lenizdat.ru: Как будет происходить формирование нового журналистского пула?

М.Куржиямский: Я написал во все издания письма с просьбой выделить корреспондентов, которые будут освещать деятельность правительства Ленинградской области. По закону о СМИ, мы должны аккредитовывать любое зарегистрированное издание. У нас нет позиции "этих берем, а этим откажем". К примеру, газета "Коммерсант" прислала нам список из четырех-пяти корреспондентов. Мы сказали — конечно. Любое средство массовой информации может аккредитовать своих журналистов, просто мы хотим упорядочить процесс работы с изданиями.

Lenizdat.ru: То есть не будет деления журналистов на своих и чужих?

М.Куржиямский: Все, кто о нас пишет, — свои. Если о нас пишут плохо, то значит, это наш прокол. Наша задача — не подставляться.

Не так давно я приглашал на встречу корреспондентов, которые часто ходят на заседания правительства. Я задал им вопрос, что они хотели бы изменить, ведь перед нами стоит цель — создать комфортные условия для журналистов, работающих на нашей территории. Так, к примеру, мы планируем создать комнату прессы, где журналисты могут в спокойной обстановке смотреть трансляцию заседаний правительства, звонить в редакцию или набирать материал на компьютере.

Lenizdat.ru: Довольно часто редакторы, журналисты областной прессы в неформальной обстановке признаются, что на них оказывают давление местные представители власти. Что бы вы посоветовали изданиям, столкнувшимся с такой ситуацией?

М.Куржиямский: Я провел анализ всех газет Ленинградской области. Прессу можно поделить на издания, где соучредителем является администрация области, на газеты, журналы, где учредитель — администрация муниципального образования, и на средства массовой информации, где учредитель — журналистский коллектив. В Тверской области третьего варианта просто не было. В Ленинградской области другая картина. Здесь существуют независимые газеты. Более того, я планирую провести встречу с представителями этих изданий. Думаю, что встреча состоится уже после выборов, когда вся суматоха уляжется. Я бы хотел в спокойной обстановке выяснить, оказывается ли на них воздействие со стороны властей.

Lenizdat.ru: Как поступать журналистам, на которых местные властные структуры оказывают давление?

М.Куржиямский: Звонить мне. Я говорю это честно. У меня нет никакой задачи по выдавливанию того или иного издания с медиаполя.

Lenizdat.ru: Как будет строиться ваша работа с прессой в период выборов?

М.Куржиямский: Никак. Пресса должна быть равноудалена. У каждой партии есть выборные штабы. От того, как они построят работу со средствами массовой информации, и зависит, как они предстанут на страницах того или иного издания.

Lenizdat.ru: В одном из своих выступлений Павел Гусев, член Общественной палаты, генеральный директор "МК", выразил мнение, что СМИ всегда должны находиться в легкой оппозиции к власти. Как вы считаете, возможно ли это?

М.Куржиямский: Исходя из того, что "Московский комсомолец" — хороший российский таблоид, Павел Николаевич, являясь его владельцем, имеет полное право об этом говорить. Но мне кажется, что он несколько лукавит, поскольку любую оппозиционную газету можно легко учредить. Можно управлять как лояльной частью населения, так и оппозицией. Можно создать оппозиционную газету, которая немножко тебя будет кусать, а ты на страницах лояльных газет будешь ей отвечать. Но это уже элемент виртуальной политики.

Lenizdat.ru: Существуют ли, на ваш взгляд, СМИ, непредвзято освещающие деятельность правительства Ленобласти?

М.Куржиямский: Я хочу, чтобы они были. К примеру, мне очень нравится бренд газеты "Дело". Это абсолютно независимое издание, бренд которого еще не замылили. Вот если бы нас объективно освещало это СМИ, то я был бы доволен.

Изучая мониторинги, я понимаю, что во многих средствах массовой информации появляются как критические материалы, так и публикации, создающие позитивный образ региона, причем критика встречается чаще. Причины этого понятны, так как у любого издания сейчас идет жесткая борьба за аудиторию. Чем больше ты дашь интересных новостей, тем выше индекс цитируемости, тем выше тираж издания.

Очень тонкая грань понятия объективности. Думаю, что когда мы не влияем на контекст информации, материал можно назвать объективным. Конечно же, моя задача — влиять на контекст, но не делать это телефонной трубкой, звонком в редакцию или договором о соцзаказе. Моя задача влиять на контекст своей деятельностью.

Lenizdat.ru: "Куржиямский — профессиональный возмутитель спокойствия. Он молниеносно улавливает колебания общественных настроений и создает вокруг себя турбулентные потоки, где вихрем захватывает все и вся" — такую характеристику дает вам одно из тверских изданий. Вы согласны с таким определением?

М.Куржиямский: Я хорошо знаю этот материал. До сих пор в прекраснейших отношениях с редактором тверского издания "Караван + я". Что значит создать вихри и захватывать в них все и вся? Ответ — провоцировать. Можно спровоцировать журналистов, политиков на какой-то шаг, захватить их в этот процесс и играть с ними уже в дальнейшем по установленным правилам. Это нормально, поймать реакцию людей, тем более если ты знаешь результат. Это сфера политтехнологий. Кстати, с тверскими журналистами у меня до сих пор замечательные отношения.