Медиановости

18 декабря 2007 11:44

Диана Качалова: "Газета должна, как сторожевой пес, хватать власть за штанину!"

"Независимое СМИ в Петербурге — миф или реальность?" — этой теме была посвящена очередная встреча журналистов из цикла "Нетелевизионные беседы", состоявшаяся 17 декабря. На этот раз главным гостем проекта, организованного газетой Gaudeamus и Петербургским образовательным центром, стала главный редактор газеты "Мой район" Диана Качалова.

Журналисты, как известно, народ пытливый, им всегда интересно, чем живут их коллеги из других СМИ, каким образом построена их работа и как они обретают независимость. Диана Качалова в значительной степени удовлетворила любопытство пишущей братии, рассказав об истории создания сети газет "Мой район" и сегодняшней жизни издательства.

До прихода в "Мой район" Качалова писала для отдела политики газеты "Невское время".

— Первые годы перестройки были, наверное, самыми интересными и захватывающими для журналистов. Тогда для нас существовало правило -  все проверять и писать только о том, что увидел своими глазами. Мы с коллегами объездили почти все горячие точки бывшего СССР. К сожалению, как цинично это не звучит,  чем людям хуже, тем журналистам лучше. В таких местах, где вершится история, особенно интересно раскрываются характеры людей, встречаются потрясающие судьбы, — рассказала Диана Качалова.

В начале 2000-х все изменилось -  и в стране, и в газете "Невское время". Работа перестала быть столь захватывающей, как раньше. Когда Диане Качаловой предложили стать редактором сети районных газет, это ее озадачило.  С одной стороны, у всех сложилось представление, что "районки"  - это невзрачные, скучные листки, прославляющие деятельность местных чиновников. В то же время имелся западный опыт выпуска community newspapers — газет для сообществ людей по интересам, в данном случае — жителей одного района. Эти газеты традиционно близки к людям,  лучше, чем городские или федеральные, понимают и освещают местные проблемы и имеют огромную популярность.

— Мы начинали практически с нуля. Сейчас я могу сказать, извините за грубость, что все эти годы мы пытались доказать, что из дерьма можно сделать конфетку. Что "районная газета" может быть яркой, близкой и понятной людям.

 "Мой район" выходит уже 5 лет, тираж по городу — 460 тысяч. Распространяется газета во всех районах и трех пригородах Петербурга, а с осени прошлого года — и в 20 округах Москвы. В планах — выход издания  на рынки  ряда городов-миллионников, — сообщила Диана Качалова.

"Мой район", по словам Дианы Качаловой никогда не спонсировался властными структурами. Когда газета только начала выходить, Смольный предлагал газете участвовать в конкурсах на различные гранты. "Но мы всегда отказывались", подтвердила Качалова.

Созданная тремя частными инвесторами газета жила исключительно на то, что сама зарабатывала. Когда газета стала "брендом", руководство издания стало рассматривать варианты вхождения в крупный холдинг. В итоге газета передала 66% своих акций одному из крупнейших европейских медиаконцернов Schibsted, который  вложил в развитие газеты 4,5 млн евро.

Корреспондент Lenizdat.ru попросил Диану Качалову ответить на вопрос: может ли сегодня СМИ быть полностью независимым, ведь даже если не считаться с чиновниками, все равно приходится прогибаться под инвесторов и рекламодателей?

Понятно, что газета бесплатно выходить и распространяться не может. Поэтому изданию приходится учитывать интересы и инвесторов, и людей бизнеса, размещающих на ее площадях рекламу.

— Иногда внутри нашей редакции возникают споры по поводу информационного наполнения газеты. Мы спорим, каждый приводит свои доводы. Но  руководителю отдела рекламы даже в голову не придет просить меня поставить в номер заказной материал или снять тот, который затрагивает интересы рекламодателей. К счастью, западные медиаконцерны, и наш в частности, очень трепетно относятся к идее независимости СМИ. Диана Качалова рассказала также о том, чем чревата для российского СМИ независимая позиция и привела примеры, когда "Мой район" нес финансовые убытки из-за своей принципиальности. Так, во время предвыборной кампании в Госдуму газета имела договоренности с рядом политических партий на публикацию политической рекламы. Но в последний момент представители "Единой России" отказались от рекламы, объяснив, что печатать агитационные материал на страницах "Моего района" им… запретили в Смольном. В городском правительстве эту информацию не подтвердили, но этой рекламы газета лишилась.

Еще один случай связан с распространением газеты через сеть одного из гипермаркетов. Вскоре после подписания договора о размещении стоек в этих магазинах, в редакцию обратилась женщина и рассказала, что в гипермаркетах на входе висят щиты "Они у нас воруют", где вывешивают фотографии малолетних нарушителей. Так, ее сын, стащил в "Ленте"  жвачку и попал на стенд. Мать мальчика буквально плакала  в администрации магазина, умоляя снять фотографию,  но навстречу ей не пошли. Редакция опубликовала об этом материал с комментарием юриста, который подчеркнул, что  виновным человек может быть признан только по решению суда. На следующий день руководство гипермаркета расторгло договор о размещении стоек.

Следующая тема, которую обсудили собравшиеся, касалась основных задач современной журналистики. По мнению Дианы Качаловой, сегодня СМИ не должны заниматься пропагандой, как это было в советские времена.

— Задача газеты — не в том, чтобы кого-то заклеймить, а в том, чтобы дать полезную, объективную информацию. Ту, которая поможет людям сделать правильные выводы и изменить жизнь к лучшему, — сказала она. И все же редактор "Моего района" не могла не согласиться с одним из прозвучавших мнений: сегодня многие журналисты делают имя исключительно на том, что пишут о плохом. Она призналась, что тоже практически в каждый номер пишет колонку "различной степени злобности".

— Но журналист и должен быть сторожевым псом. У властей есть масса средств донести до читателей мысль о том, какие они хорошие и как заботятся о благе простых людей. А журналист должен лаять, хватать власть за штанину и кричать: "Не зажирайтесь!" Это не значит, что надо доносить до читателя одну чернуху. Но, кроме журналистов, никто не выведет власть на чистую воду.

Редактор "Моего района" уверена: в вопросе подачи информации журналист должен выдерживать баланс черного и белого. По ее словам, подчас замечательные издания, например "Новая газета" грешат тем, что после их прочтения хочется ползти на кладбище. С телевизионных новостях, с другой стороны наметился крен в другую сторону. После бесконечных "официальных новостей" про то, что сказали или решили в правительстве редакторы обязательно добавляют позитивную новость, эдакую "живинку с глюком". Чтобы у людей, после просмотра выпуска новостей, оставалось ощущение "радужности".

Волновал собравшихся и вопрос о том, способно ли СМИ принести реальную пользу людям, изменить ту или иную ситуацию, решить конкретную проблему?

Диана Качалова призналась в том, что отследить дальнейшую судьбу героев публикаций или выяснить, решена ли поднятая проблема, подчас бывает довольно сложно. И все же есть примеры, когда при помощи публикации в "Моем районе" решались проблемы городского уровня. Так удалось предотвратить строительство 50 торговых павильонов на Большом проспекте Васильевского острова. К противостоянию этой застройке (организованной при протекции чиновников Смольного) были привлечены многие СМИ и общественные объединения. В итоге застройщик — фирма "Проспирити" — была вынуждена отказаться от своего проекта, а главу Василеостровского района вскоре сняли с занимаемой должности.

Журналисты также поговорили о том, насколько сложно сегодня добывать информацию. Диана Качалова подтвердила, что получать нужные сведения с каждым днем все труднее.

— Я помню времена, когда можно было запросто задать вопрос любому чиновнику, а при некоторой сноровке — и президенту страны. Сегодня же складывается ощущение, что пресс-секретарем обзавелся каждый дворник! Доходит до смешного. Мы обращаемся за консультацией к прокурору района, а он просит не упоминать в статье его фамилию! О рядовых сотрудниках правоохранительных органов и говорить не приходится — ГУВД запретило всем милиционерам напрямую общаться с прессой, — прокомментировала Качалова.

Одного из журналистов на встрече заинтересовало, считает ли "Мой район" своим конкурентом газету "Метро"? Отметив, что уважает эту газету и лично ее редактора Сергея Зелинского, Диана Качалова подчеркнула: тематика и способы распространения у двух изданий различаются, поэтому о прямой конкуренции речь не идет. На вопрос Lenizdat.ru о том, согласна ли она с мнением Зелинского о том, что платным газетам скоро не будет места на рынке, Качалова ответила так:

— Когда появилось телевидение, возник миф о том, что газеты скоро вымрут, но этого не произошло. С появлением интернета и бесплатных СМИ стали говорить о том, что платные газеты уйдут с рынка, но этого пока что тоже не случилось. Да, тиражи у многих изданий падают. Но при этом многие газеты  начинают развивать свои сайты.

Редактор "Моего района" сообщила о том, что данная тема волнует не только российских журналистов. Например, она активно обсуждалась на Всемирном газетном конгрессе в Кейптауне. Мнений было столько, сколько и выступавших.  Одни редакторы настаивали на том, что никто не будет платить за информацию, если ее можно получить бесплатно в интернете. Другие утверждали, что за качественную информацию аудитория готова платить. Диана Качалова, в частности, склоняется к мнению, что качественные платные газеты исчезнут еще очень не скоро.