Медиановости

31 марта 2003 11:57

Ситуация в питерских "Известиях"

Нешуточные страсти кипят в петербургской региональной редакции "Известий". С тех пор как с поста редактора ОАО "Известия - С.-Петербург", из-за интриг внутри предприятия, со скандалом вынужден был уйти очень популярный в местном медиа-сообществе крепкий профессионал Сергей Балуев (сейчас он возглавляет журнал "Город"), дела редакции стремительно покатились под откос.

Если в период с сентября 2001 года по сентябрь 2002-го, под руководством Балуева, газета значительно выросла по уровню публикаций, приобрела вес, с ней стали считаться, то, начиная с осени 2002-го, она не только потеряла былые позиции, но и завоевала славу "отстойника" и "гадюшника".

Все это время, с момента ухода Балуева, редакция оставалась "всадником без головы": На протяжении последних семи месяцев обязанности редактора исполнял Дмитрий Новик, работавший в петербургском филиале "Известий" с момента первого выпуска региональной полосы под шапкой "Санкт-Петербург" в 1996 году в качестве корреспондента. Новик с самого начала своей редакторской карьеры вступил в открытую конфронтацию с директоратом и рекламными службами предприятия. Основания для того были: хроническая задолженность по зарплате на фоне постоянного протаскивания рекламистами на полосу "левых" заказных материалов, которые должны были публиковаться под видом независимых, и деньги за которые исчезали в неизвестном направлении. После нескольких шумных и ощутимо болезненных для обеих сторон инцидентов (и. о. редактора не соглашался ставить в номер сомнительные материалы) противостояние достигло апогея. В результате с заместителем генерального директора Светланой Малаховой (которая была редактором питерских страниц "Известий" до Балуева и затем, уже будучи на новом посту, своими интригами немало поспособствовала уходу того из "Известий") и руководителем рекламного отдела Кириллом Волошиным (бывшим корреспондентом редакции) Новик давно уже в принципе не разговаривал и общался только в письменной форме через секретаря. По одной из версий, последняя очная беседа Новика с Волошиным закончилась пощечиной, которую редактор при свидетелях дал рекламному начальнику в ответ на откровенное хамство последнего.

Конфликт разрастался, а газета по уровню становилась все хуже. Силы, которые могли быть обращены в творчество, уходили на бесплодную борьбу. Последние несколько месяцев большинство журналистов предпочитали как можно реже появляться в офисе, отправляя тексты в номер в редакцию посредством интернета и решая возникающие вопросы по телефону. К этому вынуждало как безденежье - порой не хватало даже на транспорт, так и чрезвычайно мрачная редакционная атмосфера - люди пытались сберечь свое психическое здоровье. Из Москвы, из головной редакции "Известий" приезжали одни ответственные лица за другими, разводили руками и уезжали, кресло шефа питерской редакции примерялось к целому ряду журналистов, уважаемых и не очень, но, прослышав о том, что творится в "Известиях-Петербург", все наотрез отказывались от этого заманчивого предложения. Дмитрий Новик все это время, пока ему искали достойную замену, продолжал яростно работать. То, что он находится в весьма невыгодном, "подвешенном" положении, изрядно подрывающем его реноме в журналисткой среде, его не смущало. Интересно, что до недавнего момента он искренне рассчитывал, что в конце концов его заслуги все же оценят и утвердят его на фактически занимаемом им посту. Еще в начале марта Новик предлагал журналистам подумать об освещении юбилейных событий, предупреждал, что работа предстоит напряженная и просил заранее согласовать летние отпуска.

Между тем битва за власть, которая шла не на жизнь, а на смерть между генеральным директором "Известий" в Петербурге, известным номенклатурным деятелем старой закалки, обладателем неисчислимого множества полезных связей Валентином Кошелевым и его заместителем Светланой Малаховой, завершилась победой дамы. "Этакий дуб свалила!", – восхищаются наблюдатели. Ходят упорные слухи, что назначили Малахову вместо Кошелева вовсе не за личные заслуги, а за биологическую близость к семье теперь уже бывшего полпреда. И хотя, как неоднократно признавалась сама Светлана, со своей сводной сестрой Натальей Чаплиной, женой Виктора Черкесова, она не очень-то и в ладах, стремительный рост Черкесова и столь же выраженное стремление "Известий" "лечь под Путина", видимо, сыграли свою роль: авось да свояченица замолвит словечко. Устраивая "отвальную", Валентин Николаевич, проработавший на одном месте более 30 лет, и которому остается полтора года до пенсии, хорохорился и твердо обещал: я, мол, на самом деле никуда не ухожу, все равно буду вас курировать. Судя по развитию событий, сбыться этим обещаниям не суждено. Отставной генеральный имеет весьма бледный вид, общения по душам с бывшими подчиненными старательно избегает и до сих пор - с начала марта - не может окончательно сдать дела преемнице. Очевидна установка Малаховой - которая сама играла на предприятии вторую ключевую роль, свалить сегодня все долги, все грехи исключительно на своего предшественника.

А долги не малые. Перед типографией, перед поставщиками бумаги, перед собственными сотрудниками. Только на днях в питерских "Известиях" выплатили жалованье за декабрь 2002 года. Заметим, что должностные оклады и гонорарные ставки журналистов в питерских "Известиях" едва ли не самые низкие в городе. Едва не обернулся криминалом и уход со своего поста технического директора Антона Иваницкого, работавшего в редакции, как и Дмитрий Новик, с 1996 года. Как только он подал заявление об увольнении, на словах мотивируя это тем, что "невозможно работать, когда генеральный директор тебя ненавидит и демонстративно с тобой не разговаривает" (добавим, что не разговаривает - и даже не отвечает на формальные приветствия, новый генеральный и со многими другими сотрудниками), его рабочий кабинет был мгновенно опечатан. Ссылки на то, что в кабинете остались дорогостоящие личные вещи, техника, детали и инструменты, которые Антон покупал на свои деньги, результат возымели противоположный: охранникам редакции было велено день и ночь не спускать глаз с опечатанного помещения, а если Иваницкий попробует хотя бы взяться за ручку двери – вызывать ОМОН. Санкции продолжались неделю, на протяжении которой Антон, с утра до вечера, как маятник, ходил взад-вперед под дверью своей епархии, надеясь каким-то образом туда проникнуть, и доводя тем самым коллег до истерики. В итоге часть вещей ему все же отдали.

С 1 апреля в ОАО "Известия-Петербург" вводится новое штатное расписание. Численность персонала сокращают примерно на 10 человек. Незадолго до этого сократили и численность питерских полос в газете: вместо всегдашних двух осталась всего одна. "Известия" в Петербурге, не стесняясь, переходят в разряд "зависимых". Пишущих журналистов в штате будет теперь лишь трое, сотрудников же, занимающихся рекламой и PR – 12. Кстати, так называемый отдел продвижения (те же заказные материалы) возглавит сын Светланы Малаховой Евгений Судаков. Снова активную роль в редакционных делах стал играть председатель совета директоров "Известий-Петербург", экс-председатель местного союза журналистов Игорь Сидоров. В минувшем году он серьезно поссорился с Малаховой, которая после этого публично, в грубой форме заявляла о разрыве каких бы то ни было отношений с бывшим другом. Председатель совета директоров с тех пор в редакции не появлялся, и поговаривали, что его "уберут". Но милые бранятся - только тешатся, и вот уже Сидоров снова на коне. Примечательно, что некогда сам претендовавший на пост редактора в "Известиях", Игорь Сидоров почему-то не воспользовался открывшимися возможностями, а привел на это место другого человека – бывшего "сменовца" Пашу Пашнова. Любопытно, что Пашнов в свое время сменил в кресле редактора газеты "Утро Петербурга" известную журналистку Ларису Торопову, которая на протяжении семи месяцев была в "Известиях-Петербург" заместителем редактора.

Итак, с апреля редакцию "Известий" в Петербурге возглавит Павел Пашнов. Префикс "и. о." с Дмитрия Новика так снят и не был. Зато 27 марта на доске объявлений появился приказ об освобождении его и Ларисы Тороповой от занимаемых должностей. Ставка зама упразднена, а вместо редактора будет "шеф-редактор". Новик в тот же день молча положил на стол заявление об уходе. Объясниться с человеком, семь месяцев добросовестно "затыкавшим дыру" - не говоря уже о том, чтобы поблагодарить его, никто не удосужился. "Известия" идут к новым вершинам.