Полезное
/ Теория и практика

11 сентября 2003 17:30

Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат

В учебном пособии, выпущенном на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, рассматриваются природа, коммуникативные особенности и выразительные возможности радиотелевизионной журналистики. Обращаясь к традициям и современным проблемам радиотелевизионной публицистики, авторы предпринимают попытку проследить основные этапы и векторы ее развития, связанные с активной идеалогизацией, персонификацией эфира, возвращением "живого" вещания, развитием его технологических возможностей.

В книге авизируются современные процессы информационного вещания. Особое внимание уделяется функциям журналиста новостного эфира - редактора, репортера, ведущего.

Книга высвечивает новые грани государственной информационной политики. Авторы доказывают, что продолжающийся передел собственности электронных каналов, отстаивание журналистской свободы или видимость этого процесса не уменьшают роли информационного вещания, а, напротив, ставят его в центр  событий и процессов.

Книга передает тонкости работы людей журналистских  профессий. В ней можно найти точное объяснение аудиовизуального феномена.

Отдельные страницы учебного пособия посвящены особенностям восприятия эфирной информации, рассматриваются профессиональные приемы - стилистические (прямое обращение, вопросительные фразы, цитаты), монтажные (чередование слов и музыки слова,  "аудиокартинки"), паралингвистические (смена тембра, темпа, ритма, включение пауз) и другие, направленные на активизацию внимания аудитории.

Раздел 1 "Публицистика в лицах" обозревает целую эпоху развития телевидения и радио, представляя галерею журналистов, определяющих в на разных этапах "лицо" того или иного канала – от "мессий" и "телекиллеров" до аналитиков  в передаче "Времена". Упоминается более трех десятков известных тележурналистов, изучается их творческая манера. Так, комментарии Валерия Татарова в программе "Нужное подчеркнуть" (ТРК "Петербург") представлены, как деловые, напористые, не без сарказма, а внешнеполитический комментарий Александра Бовина парадоксальным ("Радио России").

Книга сопровождается высказываниями журналистов о самих себе и профессии. А.Невзоров говорит о принципах своей профессиональной работы: "Я очень быстро установил взаимоотношения, при которых нельзя было делать замечания. Иначе можно было сказать, что душат новое. Я входил во вкус безнаказанности и вытворял бог знает что на самом деле". С.Шолохов цинично замечает о себе: "Дороже или дешевле я себя продавал и продаю, я не знаю, поскольку не помню, сколько стоил доллар в 87 году, когда я начинал работать" // Невский форум. 2000. 24 апр. – 21 мая. Леонид Парфенов  о своем творческом подходе к делу поведал следующее: "… С одной стороны, я стараюсь работать для всех, с другой стороны - для себя. Мне трудно убедить себя, что это кому-то интересно, если это заведомо неинтересно мне" (Свежий номер. 7 марта).

Читатель найдет в книге немало свидетельств журналистов не только о самих себе, но и своих коллегах и их профессиональной манере. Чаще всего это жесткая и нелицеприятная оценка.

В разделе 2 "Публицистика – в жанрах" рассматриваются формообразующие и выразительные средства вещания, приемы, методы, творческие проблемы радиотелевизионной публицистики на примерах популярных аналитических и художественно-публицистических программ, в контексте  эволюции наиболее востребованных, закрепившихся в практике СМИ жанров  (от радио- и телекорреспонденций и "специального репортажа" до публицистического комментария).

В разделе 3 "Между журналистикой, искусством и аттракционом" анализируются передачи в формате игры, задача которых любой ценой "пленить" зрителей: сенсацией, аттракционом, трюком, фокусами. Кардинальный переворот в восприятии ТВ массовым зрителем потребовал новых технологий создания занимательных передач. Внимание зрителя сегодня "держит" уже не программа вечера, а отдельная передача. ТВ приобретает постоянную аудиторию. В этом авторы видят и скрытую опасностью. "Закрепив за собой ряд постоянных рубрик, циклов передач, телевидение свернуло и спектр возможных художественных экспериментов". Постоянно расширяется копирование  ток-шоу, которое приняло форму «беспардонно-беспорядочной проекции западного ТВ". "Подсадные утки" – подставные герои передач кочуют из одной развлекательной передачи в другую. Шоу программируются, режиссируются, участники "натаскиваются" на предмет скандальности. Достигается эффект "провоцированной ситуации".

Рейтинговые передачи, рассчитанные на восприятие программ массовым сознанием, выгодны с позиции бизнеса. Отечественное телевидение становится сегментом электронного рынка. Однако аудитория ждет иных передач, где отражается позитивный опыт, положительный герой, простые повседневные заботы человека с его стремлением к стабильной, социально ориентированной жизни. Ностальгия по прежним  передачам – в письмах и звонках в редакцию. Публицистика, - констатируют авторы, - "эту потребность далеко еще не удовлетворяет, лавирую между сенсациями, информацией "с душком", назойливой рекламой, шоу-тусовочной и скандально криминальной стихией".

Яркая, занимательная книга, построенная на профессиональном диалоге,  обращена, прежде всего, к будущим журналистам. Однако, несомненно, будет интересна всем, кого волнуют  проблемы развития электронных СМИ.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"