Медиановости

2 апреля 2003 14:54

Правда о питерских "Известиях"

В последнее время ситуация вокруг петербургских "Известий" вновь попала в центр внимания городских масс - медиа. Большинство версий происходящего рождается из уст бывших обиженных сотрудников редакции, которые, к сожалению, очень любят врать…

Чтобы расставить, как говорится, все точки над "и", давайте начнем с самого начала всей этой неприятной истории, а именно с прихода в редакцию "крепкого профессионала" Сергея Балуева. Воцарение последнего произошло в 2000 году, именно в тот момент, когда тогда еще редактор питерских страниц Светлана Малахова лежала недвижимая дома после тяжелейшей автомобильной аварии. Корректность этого поступка со стороны профессионала и к тому же мужчины Балуева оценивать не нам, но тем не менее. Стоит сказать, что тогда Светлану Малахову в редакции очень любили, и известие об аварии многими было воспринято как личное горе, после чего несколько человек буквально сорвались с места и поехали выручать редактора в одну из больниц. На этом фоне приход Балуева был воспринят весьма негативно, вплоть до пролития слез некоторыми журналистами. Больше всех о своем нежелании работать с Балуевым заявлял Дмитрий Новик, который лично по этому поводу звонил Малаховой. Он же по этому поводу устроил скандал генеральному директору Валентину Кошелеву и московским начальникам. Впрочем, психическая неадекватность этого товарища в питерском журналистском кругу весьма известна, и на это никто не обращал особого внимания. Как говорится, прошло время, Светлана Малахова встала на ноги, заняв должность заместителя генерального директора, но настроение у нее от этого не особенно улучшилось: ежедневно она была вынуждена наблюдать, как журналисты и фотографы, члены ее некогда крепкой команды, постепенно сменяли слезы сожаления на слезы умиления от работы Сережи Балуева. Умиление это достигло апогея, когда они узнали, что никого за редким исключением увольнять "крепкий профессионал" не собирается. Иными словами, крепкая команда оказалась сборищем обычных приспособленцев, для которых главное - любыми способами удержаться за "Известия". И тот же Новик сменил гнев на милость, смирился с тем, что его откровенно отстранили от политики, и принялся писать сугубо о культуре, видимо, дожидаясь своего "звездного часа". С Малаховой остались только действительно преданные люди, с которыми она начала формировать новый состав рекламного отдела и отдел продвижения. Последние за достаточно короткий период времени сумели в разы увеличить доходы от рекламы, а также провести несколько крупных PR-акций по продвижению питерских "Известий". Отношения у них с редакцией, естественно, были далеко не безоблачными, но при этом никто не собирался вставлять палки в колеса и т.д. Более того, именно "крепкий профессионал" Балуев со своей командой всячески пытался так или иначе "поставить в рамки" коммерческие службы. Желание в принципе для редактора объяснимое, но оно не учитывало один неприложный факт: положение питерских "Известий" на региональном рекламном рынке и тогда, и сейчас таково, что любая попытка "поставить в рамки" оборачивается ощутимыми финансовыми потерями. И таковые имели место при Балуеве. А между тем о необходимости выплачивать долги по зарплате журналисты, да и сам редактор напоминали регулярно. Впрочем, вскоре сам Балуев, как говорится, вошел в положение рекламной службы, когда через него потоком повалили заказные тексты. И последние он почему-то не спешил ставить в рамки или выделять сугубо рекламными рубриками. И здесь надо сделать первое серьезное открытие: именно при крепком профессионале доля "заказухи" в питерских "Известиях" достигла невиданных ранее объемов, что на фоне тесной связи команды Балуева с некоторыми бывшими коллегами из небезызвестного агентства журналистских расследований создает весьма пеструю, прямо скажем, желтоватую картину тематической направленности питерских полос. При чем стоит отметить, что в отличие от материалов, проходивших через коммерческие службы, балуевские тексты, а главное средства за них во внутренних отчетах не фиксировались, и куда они уходили - до сих пор доподлинно неизвестно.

Но самое главное открытие, которое надо запомнить раз и навсегда, во избежание

недопонимания и дальнейших путаниц: Балуева сняли далеко не из-за внутренних интриг.

Московским начальникам на это глубоко наплевать. Но после того, как на питерских полосах появился откровенно заказной материал о порностудии с фотографиями соответствующего содержания, они тоже не выдержали и приняли решение убрать "крепкого профессионала" за грубое нарушение редакционной политики "Известий".

После этого пришел тот самый звездный час для Дмитрия Новика. Изначально планировалось сделать новым редактором Константина Крикунова, но он отказался , после чего и было принято решение сделать Дмитрия Ивановича и.о. редактора до утверждения подходящей кандидатуры. В силу определенных причин никто и не рассматривал вариант оставления Новика в качестве полноценного редактора. Вскоре причины эти стали очевидны для всех - и для коммерческих служб, и для редакции. Достаточно сказать, что через некоторое время большинство журналистов просто перестали лишний раз появляться в редакции, чтобы, как они сами говорили, не нарваться на Новика, активность которого по осени резко обострилась. Технические работники просто выли от "удовольствия", получаемого от работы с Новиком. Надо заметить, что началось это еще в то время, когда коммерческие службы сидели отдельно от редакции в другом районе города, и соответственно своими "интригами" они не могли повлиять на нежелание сотрудников лишний раз заходить на работу. Больше всех, конечно, досталось именно рекламному отделу и отделу продвижения, работу которых Новик зачастую откровенно саботировал, вплоть до того, что и.о. редактора отказывался ставить в питерских " Известиях" новость об организованном питерскими же "Известиями" концерте в зале у Финляндского вокзала, требуя оплатить ее по прайс-листу(!). Официально мотивировалось все слишком большим объемом рекламных материалов, о судьбе средств за которые Дмитрию Ивановичу почему-то никто не докладывал, на основании чего тот делал далекоидущие выводы о повальном воровстве в ООО "Известия - Петербург". При этом неоднократно фиксировались случаи прохождения через редакцию заказных текстов, деньги за которые никуда не сдавались. Валентин Кошелев не раз грозился вот-вот уволить за это того или иного журналиста, но в силу особенностей своего характера в открытый конфликт ни с журналистами, ни с самим Новиком не вступал. При этом однако последнего в кулуарах он назвал "м …ом, работать с которым мы, конечно, не будем". Но непонятно, чем так не угодили большие объемы рекламных текстов Новику, если учесть, что после увольнения или ухода в глубокое подполье некоторых журналистов Дмитрий Иванович остался фактически сам себе и редактор, и журналист, и в результате зачастую львиную долю содержания питерских полос составляли сугубо московские материалы, взятые с центральных полос, а остальное отводилось под бесконечный рассказ о выставках и интервью с балеринами.

На самом деле помимо официальных причин недовольства и.о. редактора были еще и сугубо личные, о которых тот как-то признался Кошелеву.

-Ну не люблю я их, не люблю. В частности, Малахову за то, что в свое время не настояла на том, чтобы именно я был редактором, а не Балуев, а еще раньше – что не сделала меня своим замом, - таков был примерный смысл объяснений Дмитрия Новика.

Таким образом, из-за личных комплексов и.о. редактора газета несла вполне конкретные финансовые потери, в частности предприятие из-за действий редакции потеряло несколько десятков тысяч рублей. Особенно непростая ситуация сложилась во время прошлогодней предвыборной компании, когда политические пристрастия Новика и некоторых его журналистов стали очевидны до неприличия, о чем, кстати, не раз писал и лениздат.ру.

При этом Новик буквально терроризировал Валентина Кошелева, постоянно в весьма крикливой форме требуя от того то каких-то приказов, то освободить кабинет, то не пускать за редакционные компьютеры рекламных менеджеров. Компьютеры эти, кстати, в количестве пяти штук в последние месяцы постоянно простаивали в силу описанных выше причин. А 6 сотрудников рекламного отдела и трое - отдела продвижения вынуждены бил стоять в очереди около своих двух машин.

Долго так, естественно, продолжаться не могло. В Питер наконец-то приехали московские начальники, которые пообщавшись с глазу на глаз с Новиком, вынесли однозначный вердикт- такого человека они никогда бы не утвердили редактором. Последним утвердили Павла Пашнова. Одновременно ушел и Валентин Кошелев, в силу причин, о которых здесь мы говорить не будем. Новым генеральным стала Светлана Малахова. Говорить о том, что она специально "свалила" Кошелева некорректно уже хотя бы потому, что саму Малахову долго уговаривали стать новым генеральным и взвалить на себя непростое финансовое положение редакции. Так или иначе, но после ухода Новика были обнаружены весьма интересные вещи. В частности, выяснились факты откровенных приписок при распределении гонорарного фонда редакции. По идее все деньги должны были распределяться на журналистов. Однако по факту конкретных публикаций на них выписывалась лишь примерно одна четвертая этих денег. Все остальное распределялось по личному усмотрению и.о. редактора и его зама- Ларисы Тороповой случайно это или нет, но именно последняя получала едва ли не самые большие гонорары в редакции, написав при этом дай бог одну статью, и то вряд ли. Более того, выяснилось, что на Торопову записывались гонорары за публикацию московских полос. Все это наносило финансовый ущерб не только питерской, но и московской редакции. Необходимостью предотвратить подобный ущерб было вызвано и опечатывание кабинета технического директора Антона Иваницкого, который, узнав о своем увольнении, уже подогнал машину, чтобы вывозить из этого самого кабинета неизвестно кому принадлежащую технику.

А в заключении стоит позавидовать питерским "Известиям", которым теперь уже бывшие сотрудники делают столь мощный , а главное - бесплатный "пиар".