Полезное
/ Теория и практика

27 октября 2003 18:16

Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации

В издательстве Санкт-Петербургского государственного университета вышла в свет книга Степанова В.Н. "Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации" (СПб.: Изд-во "Роза мира". 2004. - 263 с.).

Книга посвящена лингвистическому анализу социально-культурного феномена провоцирования в речи. В работе рассматриваются проблемы психологических и лингвистических механизмов провоцирования в разных сферах речевого общения, однако основное внимание уделяется массовой коммуникации. Анализируются жанровые формы и коммуникативные приемы провоцирования в речи, а также жанровая природа провоцирования в целом.

Научная новизна заключается в том, что в данной работе по существу впервые в современной филологической науке дается общее и целостное представление о феномене провоцирования применительно к функционированию СМИ и рекламы. Впервые провоцирование выступает как объект лингвистического исследования.

Исходный тезис монографии: массовая коммуникация (и журналистика как ее часть) способствует формированию языковой среды, формирует стереотипы речевого поведения. Степанов В.Н. разбивает традиционное представление о провоцировании в сознании рядового носителя языка, которое обычно  определяется через выстраивание синонимического ряда со словом "подстрекательство". Он расширяет понятие, опираясь на психологические теории: рассматривает провоцирование как разновидность психологического заражения, как вид воздействия на других, передачу своих эмоций или отношения другому человеку или группе людей, которые перенимают это состояние. Системно описываются коммуникативные приемы провоцирования речи.

Автор настаивает на важной дефиниции: провоцирование скорее процесс, чем результат: "Провоцирующий лишь формирует взгляды, представления и предлагает потенциальное решение и ответственность за его последствия должны быть общими. С определенной точки зрения, провоцирующей является культурная и речевая среда, которая предоставляет провоцирующему наиболее естественные и в высокой степени опознаваемые массовым сознанием способы и средства провоцирования" (С.8-9). На этом основании автор утверждает, что провоцирующий активно пользуется своим равным статусом с окружающими, но преимущественно с целью высказать и закрепить мысль о доверии к себе у окружающих.

Книга состоит из двух частей: "Онтологические признаки провоцирования" (Ч.1)  и "Провокативный дискурс" (Ч.2).

В первой части книги автор убеждает в том, что провоцирование вызывает ответное действие опосредованно - через активацию определенного психологического состояния провоцируемого. Эмоционально-аффективная сторона психики человека является одновременно источником и "мишенью" провоцирования. "Провоцирование в речи - это такое символическое речевое представление демонстрируемого говорящим внутреннего состояния, которое учитывает коммуникативные ожидания партнера по общению и превышает их, предоставляет  в силу своей сложной смысловой структуры  и реализации стратегий   непрямой коммуникации множественный выбор интерпретации (С.10)".

Исследователь доказывает: способность и навыки провоцирования развиваются и  функционируют в  социальной среде, поэтому они носят социальный характер. Акты   провоцирования в речи обусловлены речевой деятельностью человека, его коммуникативным опытом.  Он выделяет  родовые признаки  провоцирования: функциональный  (передача культурного наследия), формальный (акт провоцирования совершается в общении), онтологический (в процессе провоцирования происходит  движение эмоций, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве) (С.11).

В процессе анализа научной проблемы автор решает несколько научных задач:

1) описывает экстралингвистические (когнитивные и психологические) признаки  провоцирования в речи;

2) выявляет философские, психологические и культурологические   подходы к изучению феномена провоцирования;

3) раскрывает интуитивную природу и автоматизированный характер провоцирования;

4) классифицирует речевые жанры провоцирования;

5) рассматривает типизированные ситуации общения и типизированные формы их выражения в речи.

Автор приводит к заключению, что провоцирование может вылиться в форму самовнушения, самообмана в  отношении истинных намерений партнера по коммуникации.

Иллюстрируя тезисы примерами из коммуникативных практик, автор показывает: за актом говорения скрываются реальные или имитируемые внутренние психологические состояния говорящих, с помощью которых совершается воздействие на собеседника.

Автор вводит понятие "провокативная информация" - это содержащаяся в провоцировании информация о скрытом провокативном намерении, которое рассчитано на восприятие реципиентом  и может снять неопределенность в сообщении.

В методологическом плане важен тезис: потребность в общении связана с принципом кооперации, которая пронизывает все случаи провоцирования. "Человеку свойственно, - считает В.Н. Степанов, -стремиться к сотрудничеству, в каком бы состоянии он ни был. Но потребность в общении осложняется другими жизненно важными потребностями человека, например, потребностью в психологическом комфорте".

Провоцирование выполняет в общении функции, сходные с теми, которые выполняет эгоцентрическая речь, - замечает автор. Подробно анализируются функции провоцирования. Первая функция  организация когнитивной активности провоцируемого и алгоритм действий (хотя смысл речи часто бывает не до конца  понятен слушающему). Вторая функция провоцирования - символически отражать внутреннее состояние говорящего, его чувства, эмоции, намерения с помощью речевых знаков. Третья функция, связанная с двумя предшествующими, - воздействовать на восприятие собеседника, регулировать его  психическую активность. Четвертая функция - вызывать определенное психологическое состояние у адресата провоцирования.  Успех провоцирования полностью зависит от развитости врожденной способности человека понимать сложные многоуровневые по смыслу феномены социальной, в том числе речевой, коммуникации, интерпретируя интенции другого человека в процессе совместной деятельности. В провоцировании автор обнаруживает интуитивную природу, представляющую собой способ интуитивного поиска эффективного средства воздействия на  собеседника. Каждый человек имеет навыки провоцирования с детства, укрепляет мастерство в течение все жизни.

Для практики журналистики наиболее интересна глава "Провокативный дискурс в рекламе", в котором анализируются  коммуникативные регистры речи, взаимодействие вербального и визуального кодов в тексте рекламных сообщений, структура адресанта и адресата и наконец провокативный характер текстов   телереклоамы. Проанализировано более 140 текстов к видеороликам. В ходе исследования замечено такое свойство рекламы, как поликодовость. В паре "адресант-адресат" возникает некоторый расщепленный вариант: адресант "озвучивает" мысли адресата, а последний воспринимает вербализацию  видеоряда как собственные мыслеобразы - некоторое подобие внутренней речи".

Выводы исследования имеют прагматический характер. Динамика высказываний, принадлежащих к определенным коммуникативным регистрам речи, возбуждает в сознании реципиента вполне определенные когнитивные стереотипы восприятия. Текст рекламы "закрепляет" в сознании реципиента информацию о рекламируемом товаре как  некий продукт как бы собственного эмпирического познания. Провокативный характер текстов телерекламы обусловлен тем, что рекламные ролики призваны реализовать в сознании реципиента вполне конкретную модель, когнитивную по своей природе, - познавательную модель, или модель познания. Тексты организуют или  имитируют познавательную деятельность реципиента в рамках предлагаемого текстом рекламы хронотипа "здесь и сейчас" (движение от сенсорного опыта  к уровню закрепления в памяти). Феномены провокативной деятельности порождаются человеческими потребностями в общении и взаимопонимании. В провоцировании скрываются реальные или имитируемые внутренние психологические состояния, с помощью которых совершается воздействие на собеседника. В провоцировании  человек стремится отразить в своей речи в первую очередь потребность и интуитивно учится распознавать и отражать потребность в речи собеседника. Общение носит жанровый характер. Шаг вперед в классификации всех экстралингвистических и лингвистических факторов прямой и непрямой человеческой коммуникации.

Дискурс рассматривается как связный текст. Автор приводит к такому пониманию текстов, которое выходит за пределы их поверхностно-интуитивного прочтения и выявляет имеющийся в них подтекст. Этому способствует применение в данном диссертационном исследовании лингвистического анализа в сочетании с методами когнитивной психологии. Когнитивный анализ задает определенное поле смыслов для анализа проблемы влияния провокативного дискурса в публичной коммуникации.

Несомненным достоинством книги является высокая культура работы с научными  источниками, их глубокое  критическое осмысление, прекрасный литературный язык, изящная форма презентации  научных и эмпирических данных.

Книга предназначена для  серьезного читателя - специалистов в области массовой коммуникации, филологов, психологов, и всех, кто интересуется проблемами речевой коммуникации.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"