Полезное
/ Теория и практика

24 ноября 2003 14:45

О становлении региональной журналистики и проблемы PR

Региональная журналистика. Актуальные проблемы современности. Материалы Первых Северо-Западных чтений / Редколл. Каражаева М.Б., А.Д.Кривоносов (отв. ред.), М.И.Маевская, Шишкина М.А. - СПб.: СПбГУ, 2003.

Основная тематика сборника - актуальные процессы становления и трансформации региональной журналистики и проблемы регионального PR. Первые Северо-западные чтения проводились на базе отделения журналистики Вологодского государственного педагогического университета. В обсуждении острых проблем журналистики и PR приняли участие Председатель комитета по печати, телевидению и информационным коммуникациям Вологодской области В.В.Новичихин ("Подготовка журналистских кадров для региона"), декан факультета журналистики СПбГУ М.А.Шишкина ("Российский PR-рынок: структура и содержание"), шеф-редактор областной газеты "Русский Север" В.В.Панцырев ("Русский Север" - первая демократическая газета Вологды на постсоветском пространстве"), профессор Канзасского университета (США) Т.Волек ("Зарождающаяся демократическая пресса России"), преподаватель Таллиннского госпедуниверситета В.Белобродцев ("Русская журналистика в странах Балтии"). Чтения собрали более 70 участников, представлявших студентов, профессорско-преподавательский состав из 12 вузов России, а также журналистов и пиарменов-практиков Северо-Запада (Кострома, Ухта, Вологда, Ярославль, Санкт-Петербург и др. города).

Во многих выступлениях отмечалось, что процесс структуризации информационного обмена в регионах сопровождается развитием PR-деятельности. Однако масштаб и темпы этого процесса в разных субъектах Федерации разный.

Наибольшее распространение получают пресс-службы, организуемые при администрациях всех уровней и крупных предприятиях. Становление подобных служб сопровождается рядом трудностей, типичными являются:

1. Недостаточная развитость некоторых региональных медиарынков; 2. Функционирование на ряде территорий одного градообразующего предприятия-монополиста, исключающего конкуренцию; 3 Смешение функций пресс-службы и отделов по связям с общественностью; 4. Недостаточное количество специалистов, имеющих профессиональное образование (Алашеева О.А.).

В предложенных читателю материалах анализируется работа конкретных PR-служб в регионах (в Сибири, на Камчатке, в национальных республиках, на отдельных территориях Северо-Запада); исследуются факторы эффективности их взаимоотношений со СМИ и общественностью.

С опережением готовят специалистов по связям с общественностью во многих региональных вузах. Например, таких специалистов готовят в республике Коми на базе Ухтинского государственного технического университета. Однако эти специалисты остаются не востребованными. Тормозом на пути становления PR-деятельности являются предприятия монополисты, исключающие конкуренцию, в результате чего PR как способ внеценовой конкуренции оказывается невостребованным. Руководители предприятий-монополистов не видят смысла в финансовых вложениях в имиджевые кампании, считая их экономически нецелесообразными. Отсутствие конкуренции снижает также значимость мероприятий из сферы внутреннего PR, способствующего формированию корпоративной идентификации (Алексеев Д.А., Фалин В.В.). Исследователи связывают перспективы развития этой деятельности с появлением новых экономических субъектов в традиционных секторах экономики.

Фиксируется наибольший спрос на специалистов в сфере электорального PR, направленного на поддержку кандидатов, представляющих корпоративные интересы (Кривоносов А.Д.). Этот вывод подтвержден в материалах С.Н.Ильченко (С.-Петербург), Омелина М.В. (Вологда), посвященных анализу выборных кампаний и участию в них местных телеканалов.

Ряд материалов сборника поднимает проблему формирования имиджа регионов. Контент-анализ публикаций в федеральной прессе, проведенный Т.Л.Каминской (Новгород), показывает недостатки однобокого информирования читателей о том или ином регионе: унификация наиболее "продаваемой" информации - разборки в политических и криминальных структурах, аварии на трассах, инфляция - делают трудноотличимым один регион от другого.

Остро поставлены вопросы взаимодействия региональной власти и телевидения. Подконтрольность региональных СМИ выше, чем у столичного. Так, на информационном рынке Новосибирска функционируют три группы телекомпаний (критерий деления - степень зависимости от государственных, финансовых или политических структур): а) полностью зависимые (зависимые в форме учредительства), б) зависимые в значительной степени (представители местной власти имеют возможность прямого вмешательства в программную политику телекомпании); в) зависимые в некоторой степени (принцип - объективность в освещении при лояльности в отношении властным структурам) (О.А.Еременко). Степень зависимости от упомянутых структур влияет на концепции каналов, жанровые приоритеты, особый набор тем выпуска новостей.

Материалы Северо-Западных чтений в совокупности дают представление об основных тенденциях и специфике развития системы региональных печатных и электронных СМИ. Затронуты проблемы формирования цеховых сообществ; подготовки кадров, исследования рынка рекламы, современных задач местной печати, которая может использоваться в целях социального контроля, управления и стабилизации в регионах. В функционировании местных СМИ намечается конфликт между гражданской и товарной парадигмами, не позволяющий пока гармонично соединить информационные потребности читателей, творческие амбиции журналистов, интересы редакции, учредителей, властных структур, политических элит. Затронуты проблемы культурной составляющей в структуре регионального теле- и радиовещания (И.А.Едошина, Кострома).

Проблем финансовой устойчивости и эффективной маркетинговой стратегии в экономической деятельности современных районных (городских) газет представлены в работах Ю.С. Пули (Москва) и С.А.Орлова (С.-Петербург). Поднимается проблема дотаций местной прессы. Помимо прямого государственного субсидирования, первостепенную важность для обеспечения финансовой устойчивости издания играют традиционная подписка и поступления от розничной продажи. В этих условиях необходимо изыскивать новые, нетрадиционные способы распространения и привлечения подписчиков. Новая структура управления редакционным коллективом также способна дать определенный экономический эффект. Вывод оптимистичен: движение к самоорганизованному рынку в сфере СМИ приведет к тому, что современная местная газета будет соответствовать высоким стандартам журналистики, быть прибыльным, а значит конкурентно-способным предприятием.

Инфраструктура информационных систем в национальных регионах развивается по общим правилам, однако имеет и свою специфику (Гончаров Ю.А., Хубецова З.Ф). Поэтому пресса Мордовии, Северной Осетии (Алания), Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа и др. регионов представлены в национальном измерении. В статьях Мишанина Ю.А., Калоевой И.Э., Вахрушева А.А., Прасоловой О.В. содержатся "золотые" правила толерантности этнической журналистики: пишите о народе с точки зрения отдельной личности, пишите об обеих конфликтующих сторонах, излагайте доводы и тех, и других, избегайте обобщений, затрагивающих все национальное сообщество. Никогда не смешивайте понятия народ и режим, не давайте аудитории следовать за политическими и националистическими лозунгами.

Брошюра не велика по объему, но насыщена современными и творческими идеями о путях развития двух информационных сфер - журналистики и PR.

Книга предназначена для журналистов, специалистов по связям с общественностью, преподавателей и студентов коммуникационных специальностей.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"