Полезное
/ Теория и практика

15 декабря 2003 13:05

Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью

Сметанина С.И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – 252 с.

Рассказ об этой книге стоит начать с её финала. Завершая изложение, автор приводит слова итальянского ученого и писателя У. Эко о роли СМИ в совре-менном обществе. В эссе "О прессе" Эко пишет, что "газета или журнал, добровольно покупаемые нами в киоске, все еще выполняют свою первостепенную функцию, основную не только для нормального развития цивилизованного общества, но и для нашего удовольствия и для услаждения нас". И, по мнению С.И. Сметаниной, сегодня задача редактора текстов массовой коммуникации – "помочь читателю получить и достоверную информацию, и удовольствие от чтения". Работая с пособием "Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью", читатели тоже получают не только систематизированную информацию о специфике коррекции изложения в текстах СМИ, но и удовольствие от чтения.

Автору удается  интересно рассказывать о сложных процессах, связанных с журналистской деятельностью, с  творческими "муками" при создании текста и подготовке его к публикации. Проводимые в ходе анализа аналогии с художественной литературой, кино, изобразительным искусством придают интеллектуальной напряженности изложения эмоциональную увлекательность. Овладевая техникой  редактирования своего и чужого текста, мы "получаем" и советы по правке и оценке текста, которые дают И.А. Бунин, А.П. Чехов, Б.Л. Пастернак, корректируем заголовок, следуя парадоксам У.Эко, осмысляем границы допустимого при использовании просторечия, разговорной лексики, жаргона, молодежного сленга в медиа-тексте, рекламе, в художественной литературе.

Весь теоретический материал подкреплен изложением комплексной методики редактирования журналистского текста, предлагаются также варианты правки того или иного дефекта изложения.

Композиция книги такова, что позволяет поэтапно ознакомиться с теорией и практикой литературного редактирования. Каждая глава, кроме разделов, касающихся различных аспектов правки изложения (например, Логические основы редактирования, Жанрово-композиционный аспект редактирования тестов СМИ), содержит такие прикладные разделы, как Задачи по теории, Практикум, Литература. Следует подчеркнуть, что в разделах Задачи по теории, Практикум среди традиционных для учебников заданий есть и ролевые игры, тесты, тренинги, даже лото  – все то, что принято называть сегодня термином интерактивные методики обучения.

В пособии привлекают и доступность изложения, и доказательность (даются ссылки на словари, нормы грамматики, на правовые документы, связанные с деятельностью СМИ, на законы формальной логики). Представляется важным и тот факт, что автор, рассматривая какой-либо дефект, не впадает в "пессимизм",  а пытается показать, каким мог бы быть текст, если бы редактор поработал с ним профессионально.

Ну, такой вот пример: "В рекламных текстах отступление от логических норм часто становится средством выразительности, но и здесь следует оценивать допустимость этого отступления. Например, в одной телерекламе показаны рыбаки, которые обедают на берегу речки. Диалог ведут двое:

— Лучшая рыба — это колбаса.

— А для меня лучшая колбаса — от "Стрельца”.

Алогичность заложена в программе высказывания как выразительный прием. Но этот прием скорректирован только в первой реплике. Между ней и второй репликой возникает незапланированный алогизм. Логические связи должны быть оформлены иначе:

— А лучшая колбаса для меня — от "Стрельца".

Последняя глава (Коррекция текстов, функционирующих в сфере "связи с общественностью")  содержит интересный материал по редактированию рекламы и пресс-релиза. В ней проанализированы типичные ошибки в этого рода тек-стах, показаны приемы их правки, подробно описан ассортимент выразительных средств, способных привлечь внимание потенциального покупателя (клиента, партнера). То есть, как и указано в аннотации, эта книга "для преподавателей и студентов отделений и факультетов журналистики российских вузов, филологов, журналистов-практиков, редакторов текстов массовой коммуникации, для специалистов по связям с общественностью".


Другие материалы рубрики "Теория и практика"