Полезное
/ Теория и практика

17 декабря 2003 12:40

Плюрализм - святая святых либеральной демократии

Пую А.С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб.: Роза мира, 2003. - 200 с.

В книге профессора кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского госуниверситета А.С.Пую исследуется возникновение, развитие и становление плюрализма как современной черты журналистики Франции.

Всей книге можно предпослать высказывание: "Плюрализм - святая святых  либеральной демократии". Анализируется современное состояние массмедиа, роль государства и политико-правовые основы реализации французской модели множественности в условиях изменяющейся коммуникационной среды.

Книга - результат глубоких размышлений автора о философской категории "свобода" применительно к проблемам журналистики.

Не случаен выбор объекта - Франция, которая остается страной с традиционной многопартийной системой, разделением властей и светско-правовыми ценностями, главные из которых - свобода слова и печати. Важен общий посыл: плюрализм - интернационален, но в истории все-таки чаще о нем говорили на французском языке.

Прослежено развитие плюралистических идей - от Монтескье, Руссо, Токвиля до философов наших дней.

В научном труде Пую А.С. - два основания для очерчивания предметной области исследования - плюрализм, понимаемый как защита множественности интересов граждан и этатизм как разработка технологии реализации этих интересов, "ограниченных требованиями общественного диалога и консенсуса".

В разделе 1 "Плюрализм: истоки, концепции, границы возможного" показано, как в высказываниях видных французских мыслителей выплавлялось и формировалось базовое понятие плюрализм и  его вершина - свобода слова и свобода печати. Идеи Ж.Бодена и Пьера Бейля, Дени Дидро и Жана Мелье, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо Ж.О.Ламерти и К.Гельвеций и многих других о гуманизме, вольнодумстве и просветительстве способствовали зарождению демократии как основы истинно справедливого порядка.

Прослежены все этапы - от романтического освоения демократических начал мироустройства до  концептуального оформления плюрализма как основы жизни многих сообществ.

Показана детально новая фаза развития плюрализма  в его онтологической, гносеологической, методологической, социологической аксиологической, логической и этической составляющих.

Рассмотрены виды плюрализма: экономический, политический, идеологический, религиозный, мировоззренческий, в основе которых лежит принцип социального и политического многообразия (С.33). Понятие плюрализм анализируется структурно - не только как множественность интересов, но и как интересы, сгруппированные в политических партиях, движениях, образующихся структурах гражданского общества.

Исследуются функции плюрализма, главные из которых усовершенствование - процесса принятия решения, сохранение целостности  любого социального образования и общества в целом.

Для современности особо важен аспект плюрализма политической власти (идеи централизации и децентрализации). Понятие плюрализм рассматривается в соотношении с политической культурой, политическим режимом, проблемами легитимности власти.

Автор вскрывает противоречие между демократией как реальностью и демократией как идеалом: идеал "предполагает самое широкое и активное участие граждан в управлении обществом, а реальность же свидетельствует об их апатии защита равенства и свободы зачастую оказывается несовместимой с нынешними требованиями гражданского долга".

Многоплановый анализ теоретического наследия мыслителей Франции приводит А.С.Пую к выводу: в ходе политического действия возникла новая культура гражданского поведения, новый тип  радикально-демократического сознания с его носителем  - "автономным индивидом" (С.55).

Практический интерес представляет еще одна проблема, поднимаемая автором книги: как разрешаются конфликты в плюралистическом обществе. Пример страны, которая  после Великой Французской революции была ареной идеологических войн, показателен. Ныне страна обрела институты, приспособленные, по выражению автора,  к ее темпераменту (импульсивность, приверженность моде причудливо совмещается с консервативным характером и традиционалистским духом - очень точно подмечено). Четко очерчены государственные и гражданские механизмы урегулирования конфликтов.

Многоаспектно изучается опыт взаимоотношений властей со СМИ: подчеркивается почти безграничная ее терпимость ко всем  средствам массовой информации. Анализируются механизмы  правового регулирования  СМИ, взаимоотношений с гражданами (клевета, оскорбление, диффамация и т.д.)

Во 2-м разделе "Массмедиа: "pluralite" по-французски"  сосредоточены новейшие сведения о системе  печатных и электронных СМИ Франции, информационных структурах  (агентствах), статусе  профессионального журналиста, документах, определяющих  этот статус, специфике журналистского образования. Разделы книги, посвященные проблемно-тематическому содержанию ведущих современных изданий Франции, дают представление о приоритетах и направленности публикаций. Раскрываются особенности французской рекламы в массмедиа, определены оригинальные подходы французских СМИ в защите основных прав и свобод человека.

Не избежал автор и рассмотрения проблемы этноплюрализма на страницах французской прессы. Он указал на основные причины ультраправого движения во Франции (экономический кризис, безработица, непомерно высокие налоги, нестабильная система медицинского и социального страхования, недоверие граждан правительству и др.). Однако вывод не столь пессимистичен: НФ (национальный фронт) как ультраправая организация профашистского толка, основывающаяся на классических приемах фашистской идеологии и пропаганды с задачами распространения своей ксенофобской идеологии по всей Европе, "вряд ли соблазнит закаленных опытом политической борьбы, граждански зрелых, свободолюбивых французский трудящихся" (С.168).

Выводы имеют научную и практическую ценность. Во-первых, роль государства как гаранта свободы информации, обеспечивающей плюрализм неуклонно возрастает; во-вторых, медиапредприятия нацелены на неслыханную концентрацию; в-третьих, процесс конвергенции и дифференциации традиционных СМИ, а также новые медиа, определяют новые пределы свободы самовыражения.

Французская модель развития СМИ может рассматриваться как оптимальная для демократического государства.

Книга представляет собой смелую, острую, современную разработку идей ученого-мыслителя, связанных с поиском альтернатив для организации свободной и демократичной прессы.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"