Медиановости

29 декабря 2003 13:30

Год без открытий

Вообще-то на телевидении время принято мерить сезонами, которые начинаются в сентябре и заканчиваются в конце мая - начале июня.

Но летом подводить итоги как-то забывают, и вспоминают о них лишь осенью, ближе к "ТЭФИ". Однако ведь телевизионный мир живет не только премьерами и рейтингами, поэтому сегодня - в конце года календарного - мы вспоминаем о его главных событиях.

Самым громким из которых стало закрытие канала ТВС. В ночь на 22 июня на кнопке ТВС появился федеральный спортивный канал "Спорт". ТВС не имел выделенной эфирной частоты в национальном масштабе, а строил сеть через договоренности с региональными телекомпаниями. Несмотря на то, что сетевые партнеры имели договорные отношения именно с телеканалом ТВС, им пришлось, как в том анекдоте, "слушать свою любимую песню "Валенки"".

До лета 2003-го ТВС оставался единственным независимым телеканалом в стране. Накануне выборов такая ситуация стала для государства непозволительной роскошью. Примечательно, что для обоснования закрытия канала даже не было придумано никаких эффектных формулировок, да и в обществе это событие не вызвало особого резонанса. Ликвидация ТВС отрезала от эфира ряд ярких телевизионных персонажей - Евгения Киселева, Виктора Шендеровича, Владимира Кара-Мурзу.

Большие человеческие утраты понес в 2003 году "Первый канал". Ушли из жизни замечательные ведущие Юрий Сенкевич и Леонид Филатов. Программа Юрия Сенкевича просуществовала в эфире более сорока лет и внесена в Книгу рекордов Гиннесса. Леонид Филатов, боровшийся с болезнью в течение долгих лет, явил нам образец жизнестойкости и величия духа. После известия о его смерти руководством "Первого" было принято решение снять с эфира готовые передачи "Чтобы помнили...". Смягчить этот нелепый вердикт смог лишь выход в эфир заключительной программы цикла, посвященной самому Леониду Филатову. А популярный проект "Клуб путешественников" уже закрыт, хотя сам молодой Сенкевич был приглашен на ведение этой программы после ухода из жизни ее предыдущего ведущего.

Впрочем, это не означает, что именно эта программа не вернется к зрителям после некоторой паузы. Ведь как раз "Первому каналу" в уходящем году - вероятно, не от хорошей жизни - было свойственно пересматривать некоторые свои жесткие решения. В сетке вещания "Первого" снова нашлось место шоу "Угадай мелодию", а недавно, на радость кровожадной аудитории, вернулось и "Слабое звено".

Создается впечатление, что уходящий год вообще был весьма беден на телевизионные идеи. Ни одному телеканалу не удалось создать новый формат, новый проект, который заставил бы других участников рынка кусать локти. Отсутствие новых идей было особенно заметно при вручении национальной премии "ТЭФИ-2003". Несмотря на усовершенствованную систему голосования (академики волеизъявлялись непосредственно в зале, и результаты голосования немедленно выводились на экраны), призы распределились по принципу "всем сестрам по серьгам".

По каким критериям Федор Бондарчук ("Кресло", СТС) обогнал представленных в той же номинации "Ведущий развлекательной программы" Галкина и Малахова? Как в самой престижной номинации "Информационная программа", где соседствуют все лучшие новостийщики страны, смогла победить узкопрофильная программа "Новости культуры"? А победа неизвестной ведущей из провинции Юлии Мучник ("Лучший интервьюер") над Сорокиной и Познером и вовсе выглядит реверансом в сторону региональных компаний.

На этом недоумения по поводу "ТЭФИ" не закончились: день спустя высокая комиссия пересмотрела собственные результаты и выявила три ошибки. У случайных победителей изъяли бронзовые статуэтки, которыми срочно осчастливили новых лауреатов. Вся эта суета подрывает доверие к самой главной отечественной телевизионной премии. Я, возможно, выскажу крамольную мысль, но для пользы дела итоги "ТЭФИ" пересматривать вообще не стоило: их в любом случае вряд ли можно назвать объективными. Ну как можно сравнивать, к примеру, "Фабрику звезд-2" и "Оркестровую яму с Артемом Варгафтиком" (номинация "Музыкальная программа")?

В уходящем году руководители каналов делали ставку на развлекательные форматы. А поскольку интерес к всевозможным "угадайкам" падает, мастера телевизионного дела предпочитали проводить эксперименты в области "реалити-шоу". Самым заметным проектом стал "Голод" (ТНТ). Группу наших соотечественников вывезли в благополучный город Берлин, где участникам шоу предоставлено все, кроме еды. Наши люди, подобно Воробьянинову, клянчат деньги, занимаются самодеятельностью и гордо отвергают сомнительные предложения. Немецкая общественность и журналисты уже высказали свое негативное отношение к этому проекту.

Помнится, один пленный олигарх предлагал вложить 400 миллионов долларов в улучшение имиджа России за рубежом. Бюджет проекта "Голод" намного меньше, однако свою лепту в представление европейцев о россиянах он внес: не владеющие ни одним иностранным языком, необразованные, развязные, готовые на все ради наживы. Каналу не до имиджа страны - рейтинг-то потихоньку растет.

Кстати, в декабре руководителями основных телеканалов была упущена возможность выбрать (на условиях тендера Медиа Комитета) компанию, которая в следующем году подсчитывала бы рейтинги их программ. Тендер перенесен на весну, а до тех пор менеджмент каналов может, как и прежде, грешить на "несовершенство подсчета собственной аудитории".

Впереди у нас Новый год - любимый застольный праздник наших людей и самый дорогой и престижный телепроект магистральных телеканалов. Пугачева и Петросян, шоу и сказки, мюзиклы и "голубые огоньки" нам точно обеспечены.

Юлия Стрижак