Полезное
/ Теория и практика

24 февраля 2004 12:41

Современная православная журналистика России

Бакина О.В. Современная православная журналистика России. Киров: КФ МГЭИ, 2003. 224 с. (рецензия)

Ценностный кризис затронул многие социальные слои и особенно ярко отразился на средствах массовой информации, хотя именно они призваны содействовать гуманистическим тенденциям в обществе. Поэтому изучение православной журналистики, способной противостоять негативным тенденциям, содействовать духовному просвещению людей, кажется современным.

Во всех слоях общества очевиден устойчивый интерес к религии, к Православию, как надежде на становление, восстановление, возвращение к духовности. Практически в каждом СМИ тема Православия становится традиционной. От самых обыденных публикаций - православный календарь, святцы, рассказы о религиозных праздниках и традициях, от серьезных интервью со священнослужителями по самым актуальным, социально значимым темам, до проповедей и даже прямых трансляций из Храмов.

Немаловажную роль сыграла восстанавливающаяся сегодня система церковных изданий и светских СМИ, маркирующих себя как православные, в формировании православной культуры.

Эта деятельность имеет большое значение в репродукции религиозного сознания. Все названное выше привлекает внимание исследователей.

Изыскания О.В.Бакиной обращены главным образом к провинциальной журналистике, наименее изученной. И это понятно: не зная процессов, происходящих вдали от  столичных городов, практически невозможно в полной мере представлять истинные масштабы происходящего в стране в любой области научных исследований. Региональные православные СМИ подробно рассматриваются на примере Вятского региона. Здесь они имеют широкую аудиторию. Однако дается и сравнительный анализ состояния региональной и общероссийской православной журналистики.

Принципиально важно то, что автор работает над пояснением ключевых понятий исследования, в частности, важнейшим из них является определение "православные СМИ". Автор правомерно считает, что не всякое издание, помещающее у себя материал о жизни Православной Церкви, может относиться к православным СМИ. Есть, как минимум, три критерия, делающие такую принадлежность реальной. Во-первых, это содержание материала. Этот материал не обязательно касается внутренних сторон жизни Церкви, но отражает взгляд Церкви на все важнейшие проблемами, которыми живет наше государство и общество. Во-вторых, системная принадлежность издания. Оно должно входить в "церковную ограду". Речь идет не об официальном статусе церковного издания, а о принадлежности к Церкви в ее экклезиологическом смысле. В-третьих, личность журналиста. Он должен не только знать материал, но и сам обладать православным мировоззрением. Эти критерии позволяют достаточно четко сориентироваться в огромном информационном пространстве, посвященном религиозной тематике.

Широкий круг источников, системный анализ, всесторонний учет всех ведущих факторов, от которых зависит существование и творческая жизнь издания, корректное использование собственного богатого опыта по созданию и развитию передачи "Вятка Православная" - все это делает выводы книги убедительными и заслуживающими внимания.

В первой главе "Система православных СМИ России (формирование, проблемы, направления деятельности) дается ретроспективный анализ православных СМИ России, предлагается новая классификация с учетом динамики  развития, а также теоретическое обоснование классификации функций православной журналистики. Наряду с традиционными, рассматриваются и специальные функции.

Анализируя особенности функционирования православных вятских СМИ, автор выделяет духовно-просветительскую деятельность православных изданий, как традиционно приоритетную.

Во второй главе "Официальные церковные и светско-церковные издания: сравнивается содержание и особенности функционирования двух указанных типов церковных изданий, выявляется их общая концепция и изучается авторский актив, выводятся параметры аудитории. Сравниваются социально-психологические характеристики аудитории печатных и электронных СМИ.

Автор определил основные недостатки официальных изданий, хотя, может быть, здесь он недостаточно связывает особенности их содержания и стиля с особенностями аудитории, потому что читателями таких изданий, как правило, являются церковные "функционеры" (если возможно такое словосочетание в применении к церковной иерархии), которые обычно настроены именно на такой тип подачи информации.

Но автор, безусловно, прав в том, что помимо узкофункциональных, ориентированны на служителей церкви, нужна широкая православная журналистика, которая, естественно, должна иметь другую содержательную жанров стилистическую модель, приспособленную к восприятию массовой аудитории (воцкерковленные, близкие к церкви и далекие от церковных обрядов люди).

Особое место в третьей главе  "Региональная православное радиовещание: проблемно-тематический анализ и формы работы с аудиторией (на примере радиопередачи "Вятка православная")" автор как опытный радиожурналист уделяет внимание православному радиовещанию, проблемно-тематическому  анализу и жанровой специфике передач, профессионально-творческим особенностям ведущего православной передачи.

Ценным в книге является изучение форм взаимодействия региональных СМИ и вывод о комплексности воздействия на аудиторию.

Структура книги ясна, логична и компактна.

Издание открывает новые перспективные аспекты изучения православной прессы, которые имеют теоретическое и практическое значение для исследования и других  типов печати.

Прослеживается  традиция духовного просвещения на вятской земле. Это видно даже по выполненным молодым художником Максимом Наумовым замечательным  иллюстрациям к книге, которые не только органично сочетаются с текстом, пластичны, но и одухотворены, наполнены особым чувством.

Книга адресована студентам факультетов журналистики, отделений церковной журналистики, духовных училищ и семинарий, практикующим журналистам, всем интересующимся православной тематикой.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"