Полезное
/ Теория и практика

27 февраля 2004 15:50

Лингвистический анализ художественного текста

Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 496 с.

Если вспомнить, что само слово текст образовано от латинского   textus  – ткань, соединение, сплетение, то в тексте книги Людмилы Григорьевны Бабенко и Юрия Викторовича Казарина соединены, сплетены  все составляющие  сложного механизма написания и восприятия письменного сообщения определенной жанровой формы, определенного функционального стиля.  

Эта недавно появившаяся в магазинах Санкт-Петербурга книга преподавателей Уральского государственного университета рекомендована Министерством Российской Федерации в качестве пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Филология". Однако она представляет интерес и для студентов-журналистов, и для журналистов-практиков. Книга интересна прежде всего тем, что её авторы, описывая специфику текста, особенности его функционирования, вскрывают комплексный творческий процесс осмысления, интерпретации и создания любого текста  – художественного, научного, делового, рекламного, газетно-публицистического. Кстати, данное в книге определение текстов СМИ актуально в любое время: Тексты средств массовой информации – сплав собственно информационных и агитационных с преобладанием в разные периоды либо первого, либо второго типа, но всегда содержащие элементы обоих".  

Авторы книги как бы "направляют руку" создателей текста и посвящают  в сложный творческий процесс, описывая и систематизируя теоретический материал, фиксируя специфику того или иного качества текста (целостность, связанность, завершенность, диалогичность, статичность, динамичность, напряженность, интертекстуальность),  той или иной категории (образ автора, образ персонажа, композиционно-речевые формы  – описание, повествование, рассуждение, сильные позиции текста  – заголовок, начало и конец произведения), определяя их роль в моделировании "картины мира". Важным является и терминологическая корректность книги: множество специальных понятий, с помощью которых выстраивается анализ текста как феномена культуры, всесторонне прокомментированы. Разворачивая этот комментарий, авторы обращаются как к классическим исследованиям по поэтике (В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана), так и к работам, написанным в последнее десятилетие (Г.А. Золотовой, Н.А. Купиной, К.А. Роговой). Текстовые иллюстрации, приведенные в книге, взяты преимущественно из художественной литературы. И это тоже важно  – учиться мастерству лучше на проверенных временем и вкусом читателя образцах.

Композиция книги облегчает процесс изучения (освоения) материала, связанного с текстовой деятельностью автора и читателя: сначала подробно представлен теоретический  материал, потом дается практикум. Причем практикум составлен оригинально: он включает, во-первых, задания, связанные с теоретическим осмыслением природы текста, его основных категорий и свойств, во-вторых, систему упражнений, схемы и образцы интерпретации текста, в-третьих, вопросы для определения уровня освоения материала. Новаторство авторов книги проявилось и в педагогической "дерзости": они осмелились включить в собственное изложение студенческие работы с анализом текстов М. Лермонтова, А. Чехова, И. Бунина, М. Зощенко, Д. Хармса, И. Бродского.

Оценивая предлагаемую в книге методику изучения текста, следует отметить её бесспорные достоинства – увлекательность подачи теоретического материала и интеллектуальная насыщенность комментария в процессе интерпретации иллюстративного.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"