Полезное
/ Теория и практика

24 марта 2004 15:28

Читаем Новости Петербурга

В десятом и одиннадцатом номерах еженедельника опубликованы две заметки об одном и том же – апрельской выставке продуктов питания. Заметки эти вызывают критические замечания. Причем не столько из-за тематического повтора (почему бы и не напомнить читателю о предстоящем мероприятии?), сколько из-за отсутствия определенной информации об анонсируемом  событии. Редукция информации восполняется либо не имеющими отношения к выставке рассуждениями, либо введением фактов, лишь косвенно связанных с основной темой. Вот одна из заметок:

Скажи мне, что ты ешь...


"То, что мы едим, уже давно стало выгодным бизнесом, поскольку востребовано всеми и постоянно. Современные медицинские разработки позволили не только оценить значение питания для нашего здоровья, но и сформировать требования к количеству, составу, качеству и безопасности продуктов. Сегодня можно со всей уверенностью говорить о кулинарной географии. Голландия в нашем сознании четко связана с сырами, Италия – с пастой, Скандинавия – с рыбой, Чехия и Германия – с пивом.


Питание является сегодня средством укрепления здоровья, совершенствования тела и получения удовольствия. Многоликость кулинарных традиций и многообразие подходов к питанию можно будет увидеть с 12 по 15 апреля на главной продовольственной выставке Северо-Запада "InterFood Санкт-Петербург". Об участии в выставке заявили компании из Аргентины, Новой Зеландии, Финляндии, Сингапура, стран Евразийского континента.


Директор выставки "InterFood Санкт-Петербург" Анна Семенова отметила: "Потребитель сегодня обладает информацией, он очень требовательный. Поэтому наша задача  – привлекать на рынок Санкт-Петербурга только самое лучшее, что существует сегодня в мире во всем его разнообразии".

Весь первый абзац  – то, что в заметке призвано вводить информационный повод, – набор банальных фраз, слабо связанных друг с другом (бизнес, современные медицинские разработки, кулинарная география). Заголовок и начало текста воспринимаются вообще каламбурно: Скажи мне, что ты ешь... То, что мы едим, уже давно стало выгодным бизнесом...  Дальше с нарушением правил классификации понятий даются имена собственные: в первом абзаце в список стран –  Голландия,   Италия, Чехия, Германия –  попала Скандинавия; во втором – из стран Евразийского континента исключена Финляндия.

Другая заметка уже с весомой рубрикой и масштабным заголовком:

Все о продуктах питания


"12–15 апреля в Санкт-Петербурге пройдет выставка продуктов питания INTERFOOD, организованная ООО "Примэкспо".


Это официальный партнер компании ITE Group Plc в Петербурге, организатор крупнейших международных выставок на Северо-Западе России и в Москве. ITE Group Plc – признанный оператор международного выставочного бизнеса в России с более чем десятилетним опытом организации выставок и конференций в Москве и Санкт-Петербурге. Играет важнейшую роль в установлении деловых отношений между тысячами российских и иностранных компаний. Ежегодно проводит около 200 выставочных мероприятий в 17 странах мира. География охвата рынка..."

Дальше – о странах и выставках Нефтегаз, Автосалон, Российская строительная неделя, Туризм, ЭкспоЭлектроника. И это под заголовком "Все о продуктах питания".  Подмена темы изложения, то есть отступление от логики (нарушен закон тождества – см. ниже комментарий),  очевидна не только на уровне заголовок – текст, но  и  в самом тексте – при переходе к рассказу о деятельности компании ITE Group Plc. На каком основании введена эта информация? Ведь выставку проводит ООО "Примэкспо".  

При сопоставлении заметок возникает вопрос, касающийся и  фактической точности: разные способы подачи названия одной выставки – "InterFood Санкт-Петербург" и  INTERFOOD – объясняются  тем, что материалы идут под разными рубриками (выставка и большая выставка), или это просто небрежность?  

А теперь переходим к новостям культуры.  Вот фрагменты из заметок-анонсов на развороте АФИША:


1. Хотите пережить счастье, восторг, изумление и наслаждение одновременно? Это возможно сделать, при этом совершенно необязательно ехать в экзотические страны, посещать дорогие клубы или заводить собственный гарем. Мюзик-холл предлагает вам испытать все вышеописанное...


2. Хотите приоткрыть завесу тайны, которая окружает знаменитого артиста? Приходите в Мюзик-холл 21 марта, где заслуженный артист России Анатолий Тукиш отмечает свой юбилей.


3. На сцене появится музыкант, зовут его ДиДюЛя... Он будоражит кровь.


4. Имя Глюк’Оzы долгое время будоражило умы слушателей.

Подобное однообразие в выборе способов представления информации  лишает выразительные компоненты высказывания экспрессии и переводит прием в штамп. Стилистически необработанные фразы тоже снижают качество изложения. Так, в первом примере  нарушена сочетаемость из-за употребления глагола сделать в синонимическом ряду  пережить – сделать – испытать. Этот глагол не используют по отношению к словам, называющим эмоции. Неточно завершается и последнее предложение – все вышеописанное. Обо всем не может быть речи: выше говорилось о комплексном состоянии (счастье, восторг, изумление и наслаждение одновременно).

Комментарий

Закон тождества:  всякая мысль в процессе изложения должна быть равна самой себе, т.е. предмет нашей мысли в тексте не должен произвольно меняться,  а понятия  смешиваться. При нарушении этого закона возникает ошибка - подмена темы  изложения:

Проверяется все, что связано с производством и хранением стройматериалов. Щелкает фотоаппарат. Здесь не устроена площадка около лебедки, сама лебедка не ограждена - явное нарушение техники безопасности.

Вместо  темы производство и хранение стройматериалов появляется другая - размещение механизмов.

Причиной нарушения закона тождества может быть и пропуск смыслового звена:

После знакомства с повестью понимаешь, почему она так хорошо читается людьми всех возрастов. Можно было бы пожелать лучшего оформления книги, прочной обложки. Но это уже - второстепенное.

Не ответив на вопрос, касающийся содержания произведения, журналист переходит к новой теме - качество издания.  

Продолжение следует.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"