Полезное
/ Теория и практика

21 апреля 2004 15:42

Читаем Невское время

Материал "Принесенный с небес"  о возвращении на купол Смольного собора центрального креста – прекрасная иллюстрация к тому, какие ошибки возможны в журналистском тексте при создании повествования.

Повествование – способ передачи информации о событии. Основные логико-смысловые характеристики повествования – временная последовательность, отношения обусловленности (причинно-следственные, уступительные, условия, цели), наличие сигналов о том, как происходил переход от одного эпизода к другому: быстро или медленно, комично или драматично. На занятиях со студентами-журналистами дефекты в повествовании обычно показываю на таком примере:

1. Семь тысяч литров горючего взорвалось во время дорожной катастрофы на железнодорожном участке между шведскими городами Лунд и Бьерред. 2. Там нет ни предупредительных знаков, ни дежурных обходчиков: на железнодорожной насыпи растет куст сирени, скрывающий поворот. 3. И вот в этом месте загруженная доверху механизированная цистерна столкнулась со встречным локомотивом. 4. Пламя взметнулось на 50 метров! 5. За секунду оно охватило локомотив, который на тормозах, словно огненный шар, проехал еще метров сто. 6. Через восемь минут прибыла пожарная машина, но было уже поздно. 7.  Машинисты локомотива и цистерны погибли.

Здесь нарушена последовательность изложения:  второе предложение прерывает её (Семь тысяч литров горючего взорвалось во время дорожной катастрофы на железнодорожном участке между шведскими городами Лунд и Бьерред. В этом месте загруженная доверху механизированная цистерна столкнулась со встречным локомотивом). Нарушена и изобразительная сторона высказывания: если взметнулось на 50 метров, то читатель видит "огненный столб". Вероятно, пропущен эпизод с распространением огня вширь, в результате чего пламя охватило локомотив, который стал похож на огненный шар. Наконец, вряд ли причиной такой аварии мог быть куст сирени: машинист локомотива располагается выше него. Сирень не баобаб! Во всяком случае, выносить эту деталь в начало текста не стоило.

Подобные дефекты очевидны и в материале "Невского времени". Рассказ о том, как на собор после реставрации был возвращен центральный  крест, все время прерывается дополнительной информацией, нарушающей последовательность изложения и сбивающей ритм.  Это не значит, что такая информация не нужна. Просто надо было продумать, как её разместить без ущерба для связности и целостности текста. Вот несколько фрагментов:      

Почти на стометровой высоте верхолазы совершили уникальную операцию. Поднять крест с земли было невозможно, ибо часть лесов с собора уже сняли. Вертолетчик-ас Вадим Базыкин должен был опустить крест прямо в руки монтажников, которые ждали этого момента на вершине купола...

Восстановительные работы креста вела компания "Газстрой". Изящную конструкцию работы Растрелли пришлось сначала чинить, а потом в несколько слоев покрывать 50 граммами золота. Габариты воссозданного креста полностью соответствуют историческим: высота – 6.05 м, ширина – 4.27 м, вес – 550 кг. 3 апреля новый крест освятил у Петропавловского собора митрополит Петербургский и Ладожский Владимир.

Вертолет покинул площадку на Заячьем острове с прикрепленной на 15-метровом тросе святыней. Крест, покачиваясь, пролетел над Невой, как будто бы освятив наш город. Начало мероприятия было намечено на полдень, однако из-за неблагоприятных погодных условий началось на 2 часа позже. Погода была мерзкая: ветер, снег, иногда сменяющийся на дождь.

Незадолго до водружения креста Вадим Базыкин сказал: "Для проведения этой операции требуется практически безветренная погода и хорошая видимость". Казалось, сама погода измывалась над людьми, собравшимися на Соборной площади в этот день. Около двух часов на площади "разминался" духовой оркестр, вокруг которого гарцевали симпатичные девушки-"смолянки" на лошадях. Гвардейцы нервно курили и периодически "согревались" разными напитками в кафе КУГИ.

Вдруг появился вертолет. Все замерли в изумлении: он был пустой...

Основное событие, о котором пишет журналист,  состоит из двух эпизодов: один связан с действиями пилота, второй – со встречей креста перед Смольным собором, судя по всему, театрализованной. Однако эти эпизоды  в тексте не состыковались, а второй вообще не "прописан". Найди журналист место для информации о характере реставрационных работ (например, во  вводке после подзаголовка: Вчера на Смольный собор после реставрации вернулся центральный крест. Изящную конструкцию работы Растрелли пришлось сначала чинить), поставь на место фрагмент интервью и фразу о том, что все  началось позже, употреби  слова, которые сцепили бы разные "сценические площадки" (а тем временем на Соборной площади), читателю было бы легче сопоставить параллельные сюжеты.  И не удивляться тому, что уже пролетевший над Невой вертолет с крестом, который словно освятил наш город, у Смольного собора ждали два часа. В материале и без того, есть чему удивляться:

- тому, что над городом летает пустой вертолет;

- тому, что  пилот приблизился к куполу и мастерски опустили крест точно в руки монтажников (вероятно, приблизился к куполу все-таки вертолет);

- тому, что главным героем такого знаменательного события стала погода: из-за неблагоприятных погодных условий; Погода была мерзкая: ветер, снег, иногда сменяющийся на дождь; Казалось, сама погода измывалась над людьми; в этот миг, как по мановению волшебной палочки, прошел снег и дождь...; кроме дождя и снега сверху падали – настоящие гвоздики. А что делали такие персонажи, как симпатичные девушки-"смолянки" и, думаю, успевшие за два часа "разогреться"  гвардейцы, остается неясным.

Кроме этого, журналист сообщает в начале материала: Восстановительные работы креста вела компания "Газстрой". Однако в справке после текста сказано: "Реставрация креста проводилась НПХК “Ленстройкомплекс”".

Продолжение - через неделю.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"