Медиановости

6 мая 2004 13:46

"Телепрограмма подстраивается под народные привычки"

По результатам исследования "Телевидение глазами телезрителей", проведенного в конце 2003 года аналитическим центром "Видео Интернешнл" и фондом "Общественное мнение", 87% жителей России и 94% москвичей предпочитают в свободное время телевизор другим развлечениям. Ни чтение книг, ни прогулки, ни встречи с друзьями, ни путешествия не пользуются такой популярностью. Причем 38% российских зрителей включают телевизор для того, чтобы "развлечься, отдохнуть, расслабиться", а 9% - по привычке.

Руководитель отдела социологических исследований аналитического центра "Видео Интернешнл" Ирина Полуэхтова

- Почему в праздничные дни рейтинги телеканалов растут?

- Это особенность России и ряда других стран, но она вовсе не является общей для всего мира закономерностью телесмотрения. Например, в западноевропейских странах, где главным праздником является Рождество, с его наступлением телесмотрение падает, потому что многие люди уезжают в путешествия. А просмотр телевизора - все-таки занятие домашнее, характерное для будничной жизни.

- Это единственное отличие нашей телеаудитории от заграничной?

- Другая национальная особенность российского зрителя - суточная динамика, когда аудитория нарастает только один раз к прайм-тайму. Максимальное число наших телезрителей собирается у экранов обычно к 21 часу. А в других странах существует два суточных пика. Например, во Франции еще один пик телесмотрения - дневной, с 12 до 15 часов. Он связан с тем, что страна в это время обедает, а за фиксированным временем перерыва даже следят профсоюзы. Французы в это время любят смотреть новости на двух главных каналах страны - коммерческом TF1 и государственном France 2. Так что суточная кривая рейтингов похожа там на двугорбого верблюда, а у нас - одногорбого, с вечерним пиком.

- Зависит ли увеличение числа зрителей в праздники от того, что в такие дни телеканалы показывают больше интересных программ?

- Процесс телесмотрения, его объемы, характер, в каждой стране тесно связан с образом жизни, с культурными традициями, привычками и в значительно меньшей степени зависит от программного наполнения. Скорее программный продукт подстраивается и усиливает народные привычки. Получается синергетический эффект: руководители каналов знают об особенностях русского зрителя и делают на праздники ударное программирование. Если еще несколько лет назад на ОРТ или НТВ каждый день, даже в будни, можно было увидеть по фильму очень высокого уровня, вплоть до обладателей "Оскара", то теперь по будням в прайм-тайм идут в основном сериалы.

Каналы покупают меньше фильмов и ставят их только в выходные, а самые ударные ленты, в том числе премьерные кинопоказы, каналы специально припасают к праздникам.

Кроме того, к праздникам готовятся спецпроекты - телеигры с участием знаменитостей, концерты, в том числе и посвященные другим датам. К примеру, накануне 9 Мая с успехом может пройти концерт, посвященный Дню милиции или железнодорожника. Зрителю же не так важно, чему посвящен выход любимых исполнителей на сцену, - главное, чтобы спели Наташа Королева, Филипп Киркоров и другие любимые артисты.

Кроме спецпроектов и премьерных фильмов для праздничного программирования характерен показ старого советского кино. Те фильмы, которые практически исчерпали свой ресурс, каналы показывают днем, а те, что зрители по десятому разу смотрят с удовольствием, могут появиться и в прайм-тайм. Причем некоторые фильмы срабатывают именно в праздники. Например, "Москва слезам не верит" лучшие рейтинги собирает 8 Марта. Но таких фильмов немного: "Иван Васильевич меняет профессию", "Ирония судьбы...", "Кавказская пленница" и несколько других.

Еще одна особенность праздничного программирования, придуманная нашими каналами, - показ всех серий многосерийного фильма. Это могут быть и несколько частей "Любить по-русски", и два "Брата" с "Сестрами", и "Место встречи...", и "Зимняя вишня". Показ всех серий за один день - хороший способ удержать аудиторию на канале. Посмотрев начало, зритель хочет продолжения. Бывает, что несколько серий растягивают на несколько дней, ставя их в одно и то же время, как бы приглашая зрителя прийти за продолжением завтра.

- А что не любит смотреть наш зритель в праздники?

- Я не припомню, чтобы каналы успешно показывали в такие дни цикловые программы, которые удачно идут в обычные дни. Еще отмечу, что, как правило, в праздничные дни зрители смотрят крупные федеральные каналы, а сетевые каналы обычно проигрывают.

- Первый и второй каналы выигрывают в силу того, что зрители привыкли их смотреть, или потому, что они могут потратиться на покупку более дорогих программ и фильмов?

- Думаю, что прежде всего это связано с большими возможностями программирования специальных праздничных вещей и большими финансовыми возможностями.

Но у меня есть еще одно подозрение. В праздничные дни меняется структура аудитории и число зрителей увеличивается в основном за счет домоседов. Дома сидят либо не очень обеспеченные люди, либо люди старшего возраста, а также жители малых городов, а не мегаполисов. А эта аудитория традиционно предпочитает федеральные каналы, тем более что в небольших городах они более доступны. Молодежь же, которая является основным зрителем сетевых каналов Ren TV, СТС, ТНТ, в праздники меньше сидит у телевизоров.

"В праздники на телевизор люди тратят больше времени"

Директор по телевизионным исследованиям TNS Gallup Media Александр Костюк

- Меняется ли в праздничные дни телесмотрение?

- Исследования показывают, что массовые праздники - Новый год, оба майских торжества, 7 ноября и другие - характеризуются ростом такого параметра, как total TV. Если говорить простым языком, то в праздники, по сравнению с обычными выходными и буднями, гораздо больше людей смотрят телевизор. И тратят на это больше времени.

- Почему в Новый год число зрителей увеличивается - понятно. Но в мае же начинается дачный сезон…

- Да, самым высоким по количеству зрительского времени, проведенного у экрана, является январь, точнее, его первая половина. Но и в начале мая total TV не то что не падает, а всегда растет. Так что эти дни - один из самых высоких по смотрению телесезонов.

- А как на это внимание зрителей реагируют каналы?

- Если это большие каналы, то они ставят заметный кинопоказ, которым забирают зрителя у малых каналов. Поэтому число зрителей в праздники растет не у всех каналов одинаково. Если вы посмотрите телепрограмму крупных каналов, увидите, что они показывают очень известные фильмы. Значит, и в этом году результат с рейтингами будет обычным.

Другой формат, популярный в праздники, называется спецсобытие - то есть программы, сделанные для конкретного праздника. Например, недавно люди очень хорошо смотрели пасхальные службы. Всевозможные концерты, наверное, тоже можно отнести к спецсобытиям. У каждого канала существуют свои подходы к подобным проектам, но крупные вещатели без них не обходятся.