Медиановости

7 мая 2004 12:33

Радио предпочитает легкую музыку

Рынок радио, который по-прежнему менее привлекателен для рекламодателей, чем остальные СМИ, все же продолжает расти. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году радиостанциям России общими усилиями удалось заработать около 30 млн. долларов против 20 млн. годом раньше. Наиболее рекламоемким при этом является музыкально-развлекательный формат, тогда как общественно-политическое радиовещание стремительно утрачивает свои позиции.

В то время как прирост телевизионного рекламного рынка составляет 35% (в денежном выражении - 350 млн. долларов), рынок радио растет значительно меньше. Да и суммы, которые приходятся на долю радио, менее впечатляющие: всем радиостанциям удалось заработать не более 30 млн. долларов.

Помимо недооценки рекламодателями радио как носителя рекламы наиболее ярко выраженная тенденция - продолжающееся развитие FM-вещания как преимущественно музыкального. Так, по мнению генпродюсера радио "Ретро FM" Владимира Иваненко, в музыкальном формате началась "атака клонов": радиостанции копируют друг друга, потому что это самый простой способ заработать.

В бывшем Минпечати уже давно били тревогу по отсутствию общественно-политического радиовещания. В декабрьском интервью ГАЗЕТЕ тогда еще первый замминистра по делам печати Михаил Сеславинский, характеризуя рынок радио, отметил: "Станции стремятся перейти на облегченный формат, делать только музыку, чтобы на этом заработать деньги". По его словам, "радиослушатель в регионах, переключаясь по десяти станциям, существующим в FM-диапазоне, слушает не то что только музыку, он слышит одну и ту же музыку!" Эта ситуация, по его мнению, сильно отличается от телерынка, где зрителю предоставлены гораздо большие возможности выбора.

Впрочем, гендиректор радио Maximum Михаил Эйдельман ничего удивительного в соотношении музыкальных и "разговорных" станций не видит. Он отмечает, что "из 39 московских станций, попадающих в измерения TNS Gallup Media, в той или иной степени "разговорными" являются 12, то есть почти треть". Производство информационного контента - удовольствие дорогое, говорит он, так что число желающих делать информационно-разговорное радио среди коммерческих вещателей в ближайшее время резко увеличиваться не будет.

Помимо дороговизны производства программ другой причиной непопулярности этого формата стало падение интереса аудитории к политике. Многие руководители медиа стали обращать внимание на то, что развлекательные форматы, программы и СМИ вытесняют собой общественно-политические. И это происходит как на радио, так и в журнальном секторе и на телевидении (о чем наглядно свидетельствуют последние рейтинговые успехи сугубо развлекательного канала СТС). Кроме того, интерес инвесторов к созданию независимых общественно-политических радиостанций существенно подорван относительно недавними событиями вокруг телеканалов НТВ и ТВС.