Медиановости

13 мая 2004 12:19

ВГТРК стала крупным акционером EuroNews

ВГТРК стала крупным акционером EuroNews

Как стало известно Ъ, во вторник поздно вечером в Париже было объявлено, что Россия в лице Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) официально стала владельцем 16% акций EuroNews. Таким образом, Россия вслед за Францией, Италией и Испанией вошла в число наиболее влиятельных стран Европы, участвующих в работе EuroNews. О сумме сделки стороны умалчивают, но Ъ стало известно, что она составляет около €3,5 млн. В ВГТРК не скрывают, что для России участие в EuroNews – это не столько бизнес-проект, сколько укрепление ее международного статуса в Европе.

EuroNews – круглосуточный информационный канал, европейский аналог CNN. Вышел в эфир в 1993 году. Штаб-квартира находится в Лионе. 100% акций EuroNews находятся в управлении международного консорциума Secemie, в который входят более 20 общественных телекомпаний стран Европы, включая Россию, которая представлена ВГТРК. EuroNews вещает на английском, немецком, французском, итальянском, испанском и португальском языках. С 17 сентября 2001 года выходит русскоязычная версия европейского информационного канала. В России русскоязычная версия EuroNews выходит в утренние и ночные часы на канале "Культура", а также распространяется через кабельные сети и через спутник в регионах страны и за рубежом.

ВГТРК и EuroNews стали партнерами еще в июне 2001 года, и первым об этом сотрудничестве на своей пресс-конференции для российских и иностранных журналистов сообщил Владимир Путин. В 2001 году ВГТРК приобрела 1,8% акций EuroNews из пакета концерна Secemie (по разным данным, стоимость этого пакета составила тогда около $250 тыс.). Тогда владельцами EuroNews были две компании: Secemie (51% акций) и британская компания ITN (49% акций). Однако в конце 2001 года ITN объявила о том, что хочет продать свой пакет акций. Именно тогда стало известно, что Россия может увеличить свою долю в EuroNews примерно до 20% акций (Ъ подробно писал об этом в июле 2002 года).

За это время ситуация вокруг EuroNews изменилась. ITN, как утверждают источники Ъ, "за символическую цену" уступила свой пакет акций, и концерн Secemie стал владельцем 100% акций и полностью контролирует EuroNews, который превратился в общественную телекомпанию. Соответственно, изменилось и распределение долей внутри концерна. Россия довольно долго вела переговоры с руководством EuroNews, и в результате стороны договорились о том, что у ВГТРК будет 16% акций в Secemie. Обнародовать сумму сделки стороны категорически отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако Ъ стало известно, что ВГТРК 16% акций обошлись около €3,5 млн. Эту сумму ВГТРК заплатила из коммерческих доходов канала "Россия" (объем рекламных продаж EuroNews в России, по данным Ъ, составляет около $2 млн в год). Причину, по которой переговоры велись долго, стороны подробно не комментируют, ограничиваясь формулировками, что "партнеры должны были присмотреться друг к другу".

Официально о том, что Россия стала одним из влиятельных акционеров EuroNews, было объявлено во вторник поздно вечером в Париже в рамках презентации международного проекта ВГТРК "РТР-Планета", который теперь будет распространяться и во Франции. С французской стороны на встрече присутствовали президент крупнейшей общественной медиакорпорации France Television (именно он официально объявил о сделке между EuroNews и Россией в лице ВГТРК) Марк Тессье, генеральный секретарь Европейского вещательного союза Жан Ревейон и гендиректор EuroNews Филипп Кейла. Co стороны России присутствовали председатель ВГТРК Олег Добродеев и его заместитель Андрей Быстрицкий, который будет представлять Россию в совете директоров Secemie.

Получив 16% акций в концерне Secemie Россия стала членом так называемой большой пятерки стран-акционеров, представленных в EuroNews. Доминирующую роль в настоящий момент играет Франция в лице France Television (у нее около 27% акций), на втором и третьем местах Италия (в лице телекомпании RAI) и Испания (в лице TVE2) – у этих стран около 17-18% акций, затем Россия с 16% акций и Швейцария (в лице телекомпании TSR), у которой примерно 10-11%. К числу влиятельных стран относится и Германия: ее финансовый взнос весьма значителен, однако, согласно законам этой страны, общественное телевидение не имеет возможности приобретать акции компаний за рубежом.

Пресс-секретарь EuroNews Лиди Боннвале заявила Ъ, что "сделку с Россией ожидали в течение долгого времени и в целом довольны, что она свершилась. Руководство EuroNews давно говорило о том, что европейскому каналу необходимо укреплять и развивать связи с Россией". Олег Добродеев заявил Ъ, что Россия – один из крупнейших поставщиков информационных сюжетов в Европе: "Сегодня Россия информационно ближе единой Европе, чем многие вступившие или готовящиеся к вступлению в европейский клуб государств".

На ВГТРК не скрывают, что участие России в европейском информационном канале не столько привлекательный бизнес-проект (по некоторым данным, годовой бюджет EuroNews составляет всего около €30 млн, что совсем немного и по российским меркам), сколько дело международного престижа, повышающего роль России в европейском пространстве.

Впрочем, с увеличением доли России до 16% акций повысится степень участия России в управлении EuroNews. Если раньше Россия наряду с другими странами участвовала лишь в ассамблеях и утверждала бюджет компании на общих основаниях, то теперь ВГТРК будет представлена в рабочих органах EuroNews и будет влиять на процесс утверждения бюджета и расходов компании. Кроме того, Россия получает возможность более жестко влиять и на кадровую политику канала и утверждения менеджмента. Однако для того, чтобы Россия вступила в свои права, должно пройти время – по словам госпожи Боннвале, юридические процедуры должны быть завершены к концу июня.

Однако несмотря на то, что Россия расширила свое присутствие и влияние на европейском международном пространстве, влиять на редакционную политику EuroNews она не сможет. Отвечая на вопрос Ъ, может ли изменится редакционная политика EuroNews и подход к освещению событий из России в связи с увеличением пакета акций ВГТРК, господин Добродеев заявил: "Редакционная политика EuroNews отражает интересы всех европейских стран. И сложилась она не сегодня. На мой взгляд, именно EuroNews обеспечивает сегодня наиболее полную и сбалансированную информационную картину мира. Именно этот подход мы всегда поддерживали и будем поддерживать. Разумеется, ни о каком вмешательстве в редакционную политику в свете вышесказанного говорить категорически не стоит". Лиди Боннвале, в свою очередь, заявила Ъ, что несмотря на то, что "российская компания вошла в число наших крупнейших акционеров, это никак не повлияет на редакционную политику телеканала – наша редакция совершенно независимая структура, и акционеры на ее решения не влияют".

Арина Ъ-Бородина, Александра Ъ-Симоненко

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.