Медиановости

19 мая 2004 16:08

Исследователи выдвигают историческую версию происхождения Тихвинской иконы Божией матери

Как сообщили в пресс-центре правительства Ленобласти, наряду с чудотворной версией обретения в 1563 г. Тихвинской иконы Божьей Матери, исследователи выдвигают и другую - историческую версию появления святыни на берегах Тихвинки. Как передает АБН, главный тихвинский краевед Галина Смелова предлагает основанную на реальных фактах историю Чудотворной Тихвинской иконы.

"Икона Божьей матери, которой впоследствии суждено было стать тихвинской, была написана византийским живописцем Игнатием Греком в 1380-82 гг. по заказу московского князя Дмитрия Донского для его сына. Этой иконой отец и благословил Юрия на Звенигородское княжение. Так икона стала удельной.

Для Руси характерно, что чудотворные иконы являлись как раз там, где сложнее всего шло объединение государства, как будто в помощь власти светской. Аналогичный пример - чудотворная икона Казанской Божьей Матери, обретенная в Казани, вскоре после взятия ханской столицы войсками Ивана IV, когда главной задачей присоединения этих земель стало добровольное принятие татарами православной веры.

Документальных подтверждений этому не сохранилось, но историки с большой долей вероятности предполагают, что московское духовенство, помогая князьям в сплочении русского государства, посылало в "горячие точки" монахов - образованных и деятельных, наделяя их иконами. Задачей государственной важности, возлагаемой на этих служителей церкви, было несение православной веры в наиболее удаленные, глухие или непокорные поселения, духовное укрепление Руси на ее окраинах. Эти посланники обладали действительно немалыми знаниями и поистине геополитическим мышлением – обители возникали именно там, где впоследствии проходили торговые пути и появлялись крупные посады. А по пути следования этих неизвестных крестителей Руси строились часовни и писалась история православия.

Так и на берега Тихвинки, в северные пределы московского государства, беспрестанно тревожимые шведами, явилась икона Божьей Матери - Одигитрия, ставшая Тихвинской и Чудотворной. Одигитрия - путеводительница и защитница - один из трех типов икон, изображающих Богородицу. Другие два - "Знамение" (благая весть о рождении Христа) и "Умиление" (умиление младенцем) просто не могли появиться в Тихвине, где нужны были воинские победы и твердость духа. Тихвинская миссия оказалась настолько удачной, что на протяжении многих веков Успенский монастырь был местом царского богомолья, а город Тихвин стал одним из символов воинской славы в российской истории.