Академия Российского телевидения собирает заявки на конкурс "ТЭФИ-2004". ТРК "Петербург" отправляет на конкурс свое reality-show "Любовь слепа".
Дорогущий многоплановый проект, снятый по западной лицензии, должен произвести впечатление на провинциалов. Самый громкий проект канала поражает отсутствием сценарных ходов, а избранные из сотен претендентов участники не обладают ни вкусом, ни фантазией, ни чувством юмора. Остается удивляться, стоило ли пускаться в рисковые телевизионные приключения, чтобы найти свою половину: ведь такой Костя работает где-нибудь в соседнем отделе.
Вещающий более 15 часов в сутки основной городской телеканал может отправить на конкурс еще пару развлекательных передач, однако такая номинация одна, и соревноваться с самим собой резона нет. Академики же считают приоритетными следующие номинации: ежедневная информационная программа, интервьюер, ведущий информационно-аналитической программы, репортер, просветительская программа. Здесь на победу "нашим" рассчитывать трудно, несмотря на наличие современных студий и технических новшеств, как у больших. Дело в людях.
"5 канал" сделал ставку на две авторские программы - Игоря Фесуненко и Ильи Стогова. Москвич Игорь Фесуненко, ведущий еженедельной петербургской аналитической программы, сам в некотором смысле гость действительности. На вопрос корреспондента, не имел ли И.С. Фесуненко как журналист-международник советского периода прямых контактов с органами, телеведущий простодушно замечает, что такие предложения поступали, но он от них в вежливой форме отклонялся (!), однако "часто журналист никакого отношения к органам не имел, зато оператор на них работал".
Мне доводилось работать с разными операторами. Это славные ребята, озабоченные содержимым своих фирменных жилеток с многочисленными карманами, готовые пройти долгий путь в непогоду ради одного плана и умеющие часами глядеть в одну точку, меланхолично пожевывая резинку. Но чтобы они при этом оказались полиглотами, способными завести престижные контакты и проанализировать обстановку в лагере противника, - такие мне не встречались.
Ведущему культурного обозрения Илье Стогову искренне верится, что он и его "компания десятилетней давности" заслуживает более серьезного места в истории, чем поэты Серебряного века, на том основании, что Стогов со товарищи проводил досуг "более насыщенно, чем вся эта банда". "Почему же мы не Блоки и не Мандельштамы? (вышеназванные забулдыгами), - спрашивает сам себя Стогов, и сам себе отвечает - а потому что у них был хороший пиар, а у нас плохой". Да никому из поэтов Серебряного века, издававших на свои скромные средства 300 экземпляров сборника стихов, и не снился пиар Стогова!
Телевидение имеет потрясающую способность обнажать людей. Личность журналиста-ведущего имеет на телевидении гораздо большее значение, чем в газете или на радио. Телевизионное обаяние, яркая авторская позиция, совпадение с ожиданиями общества - это продюсерская удача, которую надо держать за хвост. Можно весь город заклеить лицами новых ведущих, но это тот случай, когда количество никак не переходит в качество. Петербургское телевидение (речь не только о "5 канале") как будто бежит от ярких людей с оригинальными мнениями. Невозможность отстаивания собственной позиции заложена в самих названиях передач "5 канала": "Человек в большом городе", "Неделя в большом городе", "Утро в большом городе", "Сейчас", "Сейчас о главном". Разумеется, все эти названия "спущены" сверху, как во времена Гостелерадио. Ведь никакой ведущий не будет настаивать на самом удачном названии своей авторской программы, если подобное телевизионное название уже есть. Я уж не говорю об унылом словосочетании: "В большом городе". Каких только лестных эпитетов не получил Петербург за свою славную жизнь, но "большой" - разве это о нем? В моем понимании, большой город Екатеринбург, или Волгоград. Большим Петербург кажется только приезжим, для нас он - какой есть.
... По данным западных экспертов россияне теряют свободу слова. Однако некоторые руководители магистральных каналов не хотят мириться с цензурой. В силу уверенности в собственном авторитете и заинтересованности в рейтинговых и влиятельных передачах они идут на конфликт с властью, сохраняя яркие авторские программы в сетке. "Первый канал" уживается с неудобным Владимиром Познером, авторскую точку зрения и независимое расследование нам представляют Леонид Парфенов и Владимир Соловьев (НТВ), Марианна Максимовская (РЕН ТВ), Александр Пушков (ТВЦ). Неуправляемым считается ведущий "Свободы слова" Савик Шустер.
Любая власть должна начинать понедельник с чтения двух-трех неудобных изданий. Ну не будет же она, в самом деле, смотреть и читать материалы, сделанные по ее же заказу!