Медиановости

2 июня 2004 11:09

Руководство НТВ уволило Леонида Парфенова

Во вторник поздно вечером, около полуночи руководство телекомпании НТВ специальным пресс-релизом уведомило общественность об увольнении автора и ведущего еженедельной информационно-аналитической программы "Намедни" Леонида Парфенова. Тем же пресс-релизом сообщалось и о закрытии самой программы.

Полуночный пресс-релиз – типичная пиар-технология, позволяющая несколько сгладить общественную шумиху и лишить возможности утренние газеты среагировать на событие. Шумиха будет и так, потому что скандал на НТВ случился хотя и ожидаемый, но сенсационный.

Причина увольнения Парфенова в пресс-релизе названа любопытно – "в связи с закрытием программы "Намедни". Далее указывается причина закрытия программы, и выясняется, что она в свою очередь закрыта из-за своего ведущего, – в связи "с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании".

Далее в сообщении приводятся слова генерального директора НТВ Николая Сенкевича, помогающие чуть лучше разобраться в причинах увольнения. "Леонид Парфенов, – пишет Сенкевич, – безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме".

Так вот, "инцидент" и "нарушение трудового договора" – это воскресный скандал вокруг снятого из эфира "Намедни" репортажа о суде над российскими шпионами в Катаре, а упоминание о других таких же инцидентах отсылает к похожей истории с книгой Елены Трегубовой и парфеновскому демаршу после назначения Сенкевича директором канала.

С катарским сюжетом вышла следующая история. В воскресном эфире "Намедни" на европейскую часть России не оказалось ранее вышедшего по системе "Орбита" на Дальний Восток и Сибирь сюжета "Выйти замуж за Зелимхана", где в контексте суда над возможными убийцами Зелимхана Яндарбиева в Катаре звучало интервью его вдовы Малики. Как позже выяснилось, замдиректора НТВ по информационной политике Александр Герасимов после дневного просмотра сюжета настоятельно порекомендовал Парфенову убрать Яндарбиеву из эфира. Между Парфеновым и Герасимовым возник спор, в ходе которого последний сообщил, что "есть просьба спецслужб ничего о суде в Катаре до разрешения дела не давать". Если бы история на этом и закончилась, она осталась бы простым редакционным спором, но вряд ли стала бы "нарушением трудового договора". Но уже в понедельничном номере газеты "Коммерсант" появилась статья о цензуре на НТВ, где были не только комментарии самого Парфенова, но и пересказ запрещенного сюжета.

По большому счету действия Парфенова выглядели понятными, так как скрывать факт цензуры, когда полстраны уже увидело изъятый сюжет, было, по меньшей мере, глупо, по большей – нечестно.

Потом новость о герасимовской цензуре стала главной, и ее растиражировала даже западная пресса.

Теперь о других случаях. Вообще-то, подобные инциденты в карьере Парфенова начались еще при старом, "киселевском", НТВ, в момент, получивший в общественном обиходе название "спор хозяйствующих субъектов". В марте 2001 года Парфенов подал на имя Киселева заявление об увольнении со словами "ухожу в никуда". Когда сторонники Евгения Киселева конфликтовали с представителями "Газпрома", за которыми, как тогда утверждалось, стоял Кремль, Леонид Парфенов для многих неожиданно согласился работать на НТВ при новом начальстве. В публичных диспутах на реформируемом канале, где дело пару раз доходило до брани, Парфенов утверждал, что не потерпит цензуры и изменения принципов НТВ новым руководством.

Однако, как только новое, "газпромовское", НТВ заработало, споры начались уже внутри одного отдельно взятого "хозяйствующего субъекта".

Парфеновская передача была единственной информационно-аналитической программой на российском телевидении, позволявшей себе критические отзывы о государственной власти и даже о президенте Путине. На фоне новостных блоков Екатерины Андреевой и Сергея Брилева "Намедни" выглядела идеалом независимости.

Впрочем, попытки Парфенова самостоятельно "хозяйствовать" в своей же передаче неминуемо вели к конфликтам с новым менеджментом НТВ. В первый громкий скандал Парфенов угодил вскоре после назначения Николая Сенкевича гендиректором канала (начало 2003 года). Протестуя против назначения "профнепригодного" директора, коллектив "Намедни" с Парфеновым во главе объявил о прекращении выхода передачи и "творческом отпуске" всех сотрудников. В газетах обсуждалось, когда и куда именно уйдет Парфенов из НТВ после окончания отпуска. Однако он вернулся на канал, но следующий скандал произошел в том же году. Он во многом аналогичен тому, что случился в воскресенье. Тогда из эфира по цензурным соображениям исчез сюжет о книге кремлевской корреспондентки Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера", причем информация о самом факте цензуры так же быстро, как и в этот раз, просочилась в прессу.

Тогда в качестве цензора выступал Николай Сенкевич, но "спецслужбы" в истории тоже присутствовали. Уже не в роли рекомендательного органа, а в виде Путина Владимира, полковника КГБ, которого Трегубова в своей книге сравнивала с "тропическим сорняком", и описывала свои с ним встречи, где будущий президент "не то хотел завербовать ее как журналиста, не то закадрить как девушку".

Неприятные, мягко говоря, отзывы Трегубовой о Путине и воспринимались как главная причина цензуры на НТВ, хотя формально руководство канала говорило только о "пошлости" данной темы.

Таким образом, нынешняя история с Леонидом Парфеновым стала по меньшей мере третьей. С той лишь разницей, что сегодня он ушел не сам, а был уволен, причем почти исподтишка, при помощи полуночного пресс-релиза. Куда-то или "в никуда" уходит Парфенов в этот раз, узнать пока не удается. Сразу после появления пресс-релиза Парфенов отказался давать какие-то комментарии. Что будет располагаться в телевизионной сетке НТВ в промежутке с 9 до 10 вечера каждое воскресенье, пока также неясно. Как сообщает "Интерфакс", многие репортеры "Намедни" только в этот момент узнали, что их программы больше нет.