Медиановости

3 июня 2004 13:25

Убрать конкурента

Вчера стало известно, что руководство телекомпании НТВ уволило автора и ведущего информационно-аналитической программы "Намедни" Леонида Парфенова. Авторская программа закрыта.

Четыре года назад эпопею с разгромом "гусинского" НТВ и странствия его сотрудников по каналам, закрывавшимся один за другим, циники прозвали "мыльной оперой". В соответствии с жанром новые эпизоды "сериала" появляются регулярно, а их сюжеты, как и положено в "мыле", кажутся надуманными. В 2002 году уволили Бориса Йордана за показ штурма "Норд-Оста", который он не показывал, в 2004 году - Леонида Парфенова за то, что он не стал скрывать факт цензуры: снятие с эфира сюжета о суде в Катаре над предполагаемыми убийцами Зелимхана Яндарбиева.

Закрытие "Намедни", программы абсолютно не оппозиционной, совмещавшей гламур с трэшем, но неизменно увлекательной, символично. Это конец не только старого НТВ, но самой телешколы, сложившейся в перестройку и оказавшейся теперь ненужной. Леонид Парфенов публично дистанцировался от коллег, ушедших с НТВ вслед за Евгением Киселевым, искренне хотел делать то, что умеет и любит делать. Оказалось, что уметь ничего не надо, не надо ничего изобретать, если в 1970-х годах уже изобрели программу "Время".

"Сериал" растянулся во времени не потому, что его режиссеры удерживали зрительское внимание. Современная политика осуществляется по принципу: "Он так жалел свою собаку, что рубил ей хвост по частям". Дело даже не в том, что хозяин жалел собачку, а в том, что сам ужасно боялся нанести один-единственный, решительный удар. А может быть, ему казалось, что при таком поэтапном методе окружающие не заметят, что хвост все короче и короче. Зададутся вопросом, а был ли хвост вообще. То есть был ли Парфенов.

Техническое объяснение увольнения - "нарушение трудового договора и корпоративной этики", то есть публикация в СМИ письменного распоряжения замдиректора НТВ Александра Герасимова о снятии сюжета. Жутко секретный внутренний документ: две строчки и подпись. Отличие от ноябрьского конфликта вокруг "Намедни", обошедшегося без репрессий, - тогда было купировано интервью с автором книги "Байки кремлевского диггера" Еленой Трегубовой - в одном: тот сюжет снимали по устному распоряжению, этот - по письменному. Похоже, дирекция НТВ обозлилась не столько на ведущего, сколько на саму себя. Подписали, засветились, оставили улики. Но стремление не оставлять вещдоков - принцип работы не журналистов, а спецслужб.

Леониду Парфенову инкриминировали то, что он не поддержал "политику руководства телекомпании". Хотелось бы прочитать формулирующий эту политику внутренний документ, очевидно столь же секретный, как распоряжение господина Герасимова. Какая вообще может быть политика у канала, кроме обнародованной публично: новости - наша профессия. Нарушил ли интересы НТВ Леонид Парфенов, добившись интервью у Малики Яндарбиевой? Ежу ясно, что, напротив, старался изо всех сил на благо компании. НТВ бы гордиться эксклюзивом, но материал, мечта конкурентов, летит в корзину. О какой "конкурентоспособности", новой национальной идее может идти речь, если закрывают самую рейтинговую программу популярного телеканала? Причем закрывают за профессиональный успех.

Нарушены интересы государства? Но оно убеждает весь мир в свободе российского слова. К "Намедни", кстати, многие относились именно как к "потемкинской деревне" свободы слова, которую государство холит и лелеет. Тем более что самое крамольное в интервью Малики Яндарбиевой - слезы женщины, потерявшей мужа и едва не потерявшей ребенка. Следовательно, нарушены были лишь интересы спецслужб, попросивших, по словам Леонида Парфенова, убрать сюжет. Следовательно, интересы канала - это и есть интересы спецслужб? Нового в таком подходе ничего нет. Еще в 1937 году, на праздновании 20-летия ВЧК, кто-то из членов Политбюро под громовые аплодисменты заявил, что каждый советский гражданин должен быть чекистом.

Хотя, может быть, это всего лишь интеллигентские страхи. А речь действительно о техническом споре работодателя и наемного работника. И конец "Намедни" доказывает конкурентоспособность НТВ. Если под ней, конечно, понимать способность вывести из игры автора, с которым не могли конкурировать другие аналитики канала, включая заместителя его гендиректора.