Медиановости

7 июня 2004 12:53

Важнейшее из кремлевских искусств

Скандал в связи с закрытием руководством телеканала НТВ программы "Намедни" и увольнением журналиста Леонида Парфенова комментируют известные петербургские журналисты.

Татьяна МОСКВИНА, литератор:

- Журналисты, которые работают на государственном телевидении (не секрет, что НТВ идеологически подчиняется Кремлю), должны знать, что они - госслужащие, работающие в отделе пропаганды, где нет никаких телезвезд, а есть исполняющие приказания служащие. Поэтому противоречие между деятельностью и личностью Парфенова и его телекомпанией неразрешимо. Рано или поздно это должно было случиться. Парфенов - человек, сформированный предыдущей романтической эпохой, когда у нас был Ельцин, безумно индивидуальный, и все в стране бурлило, кипело. Сегодня наше государство приняло линию на отсутствие индивидуальностей. Эта линия - "Единая Россия" - направлена на выпрямление всего выходящего за пределы среднего уровня. Идет садовник с ножницами и подрезает всех под определенный средний уровень.

Лев ЛУРЬЕ, ведущий программы "Игра ума" на "Пятом канале":

- Увольнение Леонида Парфенова - это необычайно сильный удар по каналу НТВ и по телевидению в целом. Не важен предлог: понятно, что имели место и личные мотивы, но все было сделано по указке Кремля. Установление на ТВ политической цензуры - общий процесс, идущий на протяжении последних лет, притом не только в столице, но и в регионах.

Я не занимаюсь сегодня общественно-политическим вещанием именно потому, что оно несвободно. Царит не столько цензура, сколько самоцензура, при этом некоторые стараются даже чересчур. В той степени, в какой я принимаю участие в жизни "Пятого канала" (это "Неделя в большом городе" и "Игра ума"), я не наблюдаю никакой цензуры. Однако не могу сказать этого про общественно-политические программы нашего телеканала.

Сегодня не время заниматься политической журналистикой. Причина ясна: нет политики, поскольку нет режима представительной демократии и нет общественного запроса на парламентаризм. Такие периоды в российской истории случались часто, но так будет не всегда. И сегодня надо ждать и готовить себя к новому общественному подъему, а тем временем заниматься общественно-полезными делами, которые можно делать, не "прогибаясь": учить детей, лечить пациентов, писать о кино.

Кирилл НАБУТОВ, главный продюсер НТВ:

- "Намедни" не является собственностью Парфенова, а принадлежит компании НТВ, и в том случае, если ответственный руководитель, а именно Александр Герасимов, дает указания не ставить тот или иной материал, то есть три пути. Первый: сказать, что "я не буду этот материал снимать - такова моя журналистская позиция, и выходить в эфир с порезанной программой не стану", - и затем написать заявление об уходе. Второй: выдать программу так, как приказало начальство, т.е. снять материал, и подать заявление об уходе - это более честно по отношению к компании, потому что тогда не срывается эфир. И третий путь - подчиниться распоряжению руководства компании и выйти в эфир в таком виде, в каком получается программа, с которой снят один сюжет.

Парфенов уже не первый раз поступает своим четвертым способом: он подает программу в таком виде, в каком было предписано руководством компании, но после этого сливает в прессу информацию, в том числе информацию на своего начальника, коллегу и товарища Сашу Герасимова: "Мол, вот он - душитель свободы".

Я понимаю, что ситуация сложная для компании, потому что "Намедни" - высокопопулярная программа и Парфенов любим народом как один из лучших журналистов страны. Такое не проходит бесследно. Но, поверьте, у Николая Сенкевича были аргументы для такого поступка. И он дался ему очень нелегко - я тому свидетель.