Медиановости

8 июня 2004 13:31

"Горячая линия" с Аллой Маниловой

В четверг, 3 июня, в редакции газеты "Метро" состоялась "Горячая линия" с Председателем комитета по печати и взаимодействию со СМИ Аллой Маниловой.

Из личного дела

Манилова Алла Юрьевна. Родилась и училась в Ленинграде. В школе любимым предметом была математика. С отличием окончила факультет журналистики ЛГУ. С 1980-го работала в еженедельнике завода "Светлана". В 1988 году стала специальным корреспондентом и членом редколлегии газеты "Ленинградская правда". В 1990 году основала новую независимую газету "Невское время". С 1994 года — генеральный директор — главный редактор газеты "Невское время", журнала "Телевик", еженедельника "Программа передач телевидения и радио". Избиралась президентом Лиги журналистов Санкт-Петербурга, сопредседателем Ассоциации СМИ Северо-Запада. В конце прошлого года стала членом правительства Петербурга, председателем комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Председатель совета директоров ТРК "Петербург".

Замужем, имеет дочь. Кандидат в мастера спорта по фигурному катанию. Любит "Пражский торт" и высказывание Уинстона Черчилля: "Все, что не некролог, — все реклама".

— Алла Юрьевна, почему уволили Леонида Парфенова? Это один из самых интересных журналистов в России…

— Может быть, даже самый талантливый — кстати, выпускник нашего журфака. Помните, был момент, когда программа "Намедни" ушла с НТВ в бессрочный отпуск, заявив о невозможности работать с Николаем Сенкевичем? Через три месяца Парфенов на канал вернулся. Много ходило слухов об условиях его нового контракта. В частности, называлась сумма в миллион долларов в год, и она не была опровергнута. Если это соответствует действительности, то в контракте были оговорены и обязательства, которые брал на себя Парфенов. Одно из них — поддерживать политику руководства канала. Ситуация с интервью, которое спецслужбы просили не давать в эфир, мне не совсем понятна — я, например, не усмотрела в том, что сказала вдова Зелимхана Яндарбиева, ничего криминального. Но согласна с одним: никакой, даже самый звездный журналист не должен нарушать корпоративную этику. Даже такой талантливый, как Парфенов, без которого НТВ уже не НТВ.

— Как по-вашему, информация — это идеология или бизнес?

— Это товар, а значит — бизнес. Идеологией она становится на этапе принятия решения о том, какую информацию давать, а какую — нет.

— А слухи — это тоже информация?

— Нет. Слухи — это слухи. Но иногда слухи становятся товаром. Есть профессиональные слухачи. Во время политических кампаний PR-агентства реализуют проекты, например: "Доставить действующему политику неприятности, понизить рейтинг". Специальные люди, которым платят деньги, заходят в магазин, встают за вами в очередь и говорят: "Ой, сегодня слышал такое! Вот у этого-то политика три жены, и живет он с ними одновременно! И при этом ест маленьких детей, причем живыми!" Уж 3 — 4 человека его услышали и кому-нибудь да рассказали. Гебельсовский принцип "Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят" сегодня, к сожалению, востребован всеми "черными технологами". Слухи — это товар, потому что слухачи получают зарплату, и неплохую.

— Здравствуйте. Я смотрю 5-й канал, мне он нравится. А может быть, в качестве эксперимента показывать что-то из материалов "старого" канала наряду с новыми передачами?

— Обновив формат, 5-й канал в Петербурге многое сделал первым. Перешел на цифровое вещание, стал делать в новостях по четыре прямых включения. Ваша идея очень креативна. Когда новости наберут высоту и получат те рейтинги, на которые мы рассчитываем, — а выстраивать новости дело самое трудное, — я думаю, что можно будет периодически монтировать в новостные программы сюжеты из старого "Информ-ТВ". Для того, чтобы люди поняли, что по ним не стоит скучать.

— Алла Юрьевна, а вам самой нравится новая стилистика 5–го канала?

— Уныние прежнего ТРК "Петербург" никогда не побуждало меня нажимать пятую кнопку. "Информ-ТВ", по данным Гэллап-медиа, не попадала даже в топ-30 по Петербургу. "Пятая кнопка" была политическим рупором прежнего губернатора. Психологически я его понимаю. Для него рейтинг канала не был важен. На фоне давления, критики и слухов об отставке Владимиру Анатольевичу нужно было просто включить телевизор и увидеть родные лица, людей, которые его защищают. Сейчас ТРК далек от этого. Не только потому, что пришли новые люди, но и потому, что нынешнему губернатору рупор не нужен. Никто не "наклоняет" Пятый канал, не вмешивается в кадровую, эфирную политику. Валентина Ивановна не сделала ни одного звонка с указаниями генеральному директору ТРК "Петербург". Никаких директив. А ведь городу принадлежит 70% акций телеканала. Политический карт-бланш и присутствие профессиональных кадров в менеджменте и в творческом руководстве телеканала позволят нам создать в Петербурге настоящее, современное телевидение.

— Я владелец небольшой фирмы, распространяющей газеты. Что будет с нами при новом правительстве?

— Благодаря ряду распоряжений прежней администрации сегодня у нас точек продаж прессы на душу населения в 10 раз меньше, чем в Москве. В ближайшее время мы внесем проект специального постановления о том, что любая сеть распространения может взять конкретное место в городе и развить свой бизнес. Тем, кто захочет получить крупные адресные программы в "шоколадных" местах города, комитет по печати будет предлагать "в нагрузку" и точки на периферии. Мы заботимся не только о бизнесе, но и потребностях горожан в информационном хлебе. Еще у распространителей есть огромное желание получить единое разрешительное окно, чтобы открывать новые киоски. Такое единое окно скоро появится.

— Алла Юрьевна, здравствуйте! Часто вижу вас по телевизору. С моей точки зрения, вы самый привлекательный член правительства города. Как удается так хорошо выглядеть?

— Спасибо за добрые слова. К сожалению, сейчас у меня нет возможности заниматься спортом и посещать фитнес-клубы и салоны красоты. Мой рабочий день начинается в 9.00, а заканчивается в 23.00, включая и субботы. Наверное, это ненормально. Но первый год работы правительства требует именно такого режима.

— Меня зовут Инна, я со дня основания читаю и люблю "Невское время". Но с вашим уходом что-то потерялось в газете — много рекламы, снизился накал статей, критика власти…

— Я не имею ни морально-этической, ни физической возможности вникать в то, как организует сейчас свою работу "Невское время". Любой мой интерес может трактоваться как оказание влияния на газету, как стремление сделать из нее ручной ресурс власти. Ни одного журналистского материала ни мною, ни Смольным заказано не было. Власть уважает умных и смелых. Сегодня, изнутри власти, я понимаю, что лучше быть поострее — с тобой больше будут считаться.

— Лучшие питерские журналисты уезжают в Москву. Как вам кажется, эта тенденция изменится или наши СМИ так и останутся провинциальными?

— Журналистика — это ведь только зеркало. Петербург все эти годы делали провинцией в политическом смысле. Массовая миграция в Москву как "сделанных", так и потенциальных политиков оставила скамейку запасных в нашей политике почти пустой. То, что происходит в питерской журналистике, а с точки зрения кадров у нас тяжелейшая ситуация, отражает провинциализм общественный и политический, отсутствие в городе новой элиты. Посмотрите на наших лидеров мнений — это одни и те же люди, люди достойные, но старшего поколения. Их идеи транслировались десять лет назад, они ретранслируются сегодня… Где новые лица? Много ли вы знаете молодых или среднего возраста петербуржцев, добившихся успеха в сфере науки, образования, современных технологий, инноваций? Яйцеголовых, мыслящих по-новому? Они есть, они полны идей, но в Петербурге до сих пор не созданы дискуссионные площадки, чтобы выявлять их, чтобы взращивать новую элиту. Вот в чем проблема. И талантливые петербуржцы уезжают в Москву.

— А можно ли преодолеть эту извечную "областную судьбу" СМИ Петербурга?

— Как только Петербург перестанет быть провинциальным в политическом смысле, как только появятся люди с новыми идеями, не только внутри власти, но в разных элитах, тогда потребуются медиа-площадки для трансляции этих идей. Новые профессионалы обратятся к СМИ, которые сочтут достойными. И тогда пойдет вверх рейтинг журналистов, способных на одном языке говорить с новой элитой, стать ее частью. Этого еще не произошло. Но произойдет неминуемо. Сегодняшняя инновационная политика, которую строит правительство Валентины Матвиенко, объективно нуждается в этом — иначе ничего не получится. Ни удвоения ВВП, ни города европейских стандартов. Сначала мозги — их надо найти, предъявить людей с новыми идеями общественному мнению, восстановить институт независимых экспертов. Создать новую элиту. И как следствие наша журналистика неминуемо перестанет быть провинциальной. Будет цениться профессионализм. Будет совершенно иная шкала, системно иная. Сегодня ее нет. Поэтому и конкурентной среды в питерской журналистике сегодня нет. Нет идей, нет драйва, нет развития. Вот в чем проблема, а вовсе не в миграции пишущей и снимающей братии.