Медиановости

17 июня 2004 15:27

Служба памятников и СМИ

Ожидается, что еще до конца нынешней недели премьер-министр правительства страны Михаил Фрадков подпишет положение о новосоздающейся в структуре министерства культуры федеральной службе с несколько странным на первый взгляд названием - по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. В функции данного органа, как следует из собственно наименования, войдет контроль за всевозможными шедеврами и просто памятниками искусства, их пребыванием в пределах родины, а также процессом вывоза за границу. Но кроме того ведомству будет передан и весь спектр полномочий по регулированию деятельности СМИ. И именно этим обстоятельством во многом обусловлен выбор персоналии будущего начальника - Борис Боярсков, ныне руководящий департаментом лицензионной работы Минкульта.

В принципе, о данном решении как непосредственно с создающейся службой, так и с назначением ее директора вполне можно говорить как о деле состоявшемся. Функция премьера - поставить визу - носит сугубо технический характер при том, что все заинтересованные стороны давно извещены и готовы к "дню завтрашнему". И мало кого смущает, что по сути под одной крышей будут объединены два совершенно разных направления деятельности: история - искусство, и современность - пресса и телевидение. Видимо, ход затеянной административной реформы уже настолько укатал всех вокруг, что попытаться найти хоть какую-нибудь логику в происходящем никто больше и не пытается.

В частности, по словам искусствоведа Екатерины Деготь, бессмысленно искать хотя бы малую толику здравого смысла в нынешней структуре министерства культуры:

- Создано огромное количество дублирующих друг друга организаций-ведомств, которые вряд ли смогут ужиться друг с другом. Кто из них будет реально работать, кто заниматься идеологическим надзором, а кто просто останется синекурой для "нужных людей", ответить сейчас, наверное, не сможет даже сам министр. А фамилии большинства их новых руководителей вообще ни о чем не говорят, они попросту никогда прежде такими вопросами не занимались и в этой отрасли не работали.

Схожего мнения придерживается и известный телеведущий Владимир Кара-Мурза:

- Решение объединить таким образом памятники истории, культурное наследие и СМИ - нечто из области иезуитства. Между собой ничего общего они не имеют и кому такое могло прийти в голову, совершенно непонятно. В более масштабном смысле, подобное решение доказывает, что дни широко разрекламированной административной реформы сочтены. Совершенно дурацкие шаги ее только дискредитируют.

Впрочем, есть и те, кто видит в почти свершившемся факте положительные стороны. Например, депутат Государственной думы Александр Хинштейн:

- Сейчас, конечно, трудно сказать, насколько эффективно будет действовать в дальнейшем новая служба - функции, передаваемые в ее ведение, действительно слишком уж разные. Но отрадно хотя бы то, что отныне появляется ведомство, которое действительно будет следить за состоянием культурного наследия. В прежнем правительстве Михаила Касьянова эти обязанности были возложены на специальный департамент в министерстве культуры, однако в ходе реформы его ликвидировали и вопрос оказался зависшим.

Впрочем, у происходящего вполне есть и более прозаическое объяснение. Стоит ли объяснять читателям, что руководитель будущей службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков - выходец из Санкт-Петербурга. Но, кроме того до назначения на нынешний пост руководителя департамента лицензирования он трудился вице-президентом банка "Еврофинанс". Банк сам по себе не из первых, но с устойчивой репутацией казны питерского окружения президента. В последнее же время "Еврофинанс" стал активным игроком на отчественном рынке СМИ, так, по некоторым сведениям, уже сейчас им выкуплено у "Газпрома" около 49% акций канала НТВ. И это только один из проектов по созданию собственной медиа-империи, которое идет полным ходом.

Понятно, что свой человек типа Боярскова на должности главного куратора российских СМИ, в таком разрезе крайне полезен и даже жизненно необходим. Притом желательно, чтобы был он как можно более самостоятельным, а не подчинялся слишком большому количеству инстанций. Работу нынешнего департамента по лицензированию курировал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Теперь с выделением отдельной службы Боярсков становится как минимум равновеликим бывшему патрону - оба по иерархии подчиняются напрямую министру Александру Соколову. "Еврофинанс" торжествует, а вот чем останется руководить Сеславинскому - совершенно не понятно.

"Культурное наследие" же подкинули в службу, вероятно, этаким пасынком - просто для придания ей большего веса. Хотя с другой стороны можно вспомнить, что во многом именно многочисленные скандалы с возвратом некогда вывезенных из Германии ценностей стоили зимой места экс-главе Минкульта Михаилу Швыдкому. Михаил Ефимович был слишком уж заангажированным, к тому же, говорят, чересчур жестко противостоял попыткам немецкого правительства вернуть хотя бы часть коллекций, взятых СССР в 1945 году в качестве контрибуций. И несколько позабыл, что проблема эта не столько искусствоведческая, сколько политическая. Теперь на этот сложный вопрос "садится" абсолютно лояльный человек. Дальнейшие умопостроения можете сделать сами.

Константин Демченко