Полезное /
Теория и практика

6 июля 2004 17:08

Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров

Дускаева Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров.  - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. - 112 с. (рецензия)

Диалогичность -  атрибут и условие жизнеспособности  системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе. Вот почему овладение культурой диалога так важно для журналиста.

В рецензируемой книге автор обращается к сущностным характеристикам диалогичности публицистических текстов, анализирует ее  виды и формы; описывает способы развертывания  взаимодействия смысловых позиций в газетных текстах; выявляет диалогичную природу формирования газетных речевых жанров.

Классы текстов газетно-публицистического стиля рассматриваются в монографии Л. Р. Дускаевой как система, в которой реализуется социальное ориентирование  аудитории. Этот подход, а также исследование разных аспектов гипотезы адресата в творческом процессе при создании журналистских публикаций в разных жанрах позволили автору книги осуществить дифференциацию газетно-публицистических текстов на функционально-стилистической основе.

Автор исследует лингвистические механизмы отражения диалога в публицистических текстах общероссийских газетах разного типа (период с 1993 по 2003 гг.), при этом  связывает проблему диалогичности с выбором  речевого жанра.

В основе  анализа современных  жанров лежит подход, предложенный М. М. Бахтиным, в соответствии с которым жанры рассматриваются как модели  развертывания взаимодействия автора и предполагаемых  жанровых моделей адресата, ориентируясь на которые журналист корректирует свои целеустановки и речевую форму высказывания.

Практическая ценность книги в том, что в ней автор последовательно отвечает на вопросы, какими способами осуществляется развертывание взаимодействия смысловых позиций в газетных текстах; каковы особенности жанровой модели адресата, на основе каких принципов можно  осуществить типологию публицистических речевых жанров, каковы разновидности речевых жанров в газете.

В гл. 1 "Теоретические основы изучения диалогичности газетных текстов" дается определение понятия "диалогичность письменных текстов", выявляются причины и условия ее формирования. Диалог трактуется как взаимодействие авторского слова с "чужим" словом в разных его проявлениях.

Дается полный обзор существующих лингвистических исследований межтекстовых взаимодействий, высвечивается проблема интертекста (диалогические отношения между предшествующими и последующими текстами); описываются варианты проявления межтекстовых связей  (интертекстуальность) в газетных и журнальных публикациях; анализируются приемы постмодернисткой поэтики, распространившейся в последние годы в журналистике.

Автор анализирует случаи внешней и внутренней диалогичности. Внешняя диалогичность прослеживается в интервью, беседе, дискуссии. Внутренняя диалогичность проявляется, в том числе, и  в монологичных текстах, выступает как соотношение разных смысловых позиций общающихся - адресанта, адресата и "третьего" лица. Внутренняя диалогичность проявляется в вопросно-ответной форме, в оценке чужих смысловых позиций, в воспроизведении микродиалогов с гипотетическим читателем.

Под диалогичностю письменной публицистической речи автор понимает выраженность в тексте многосторонности речевого общения (как проявление социальности речи и мышления), реализующуюся в собственно диалогических текстах; в диалоге между текстами макротексте; в монологических текстах, насыщенных средствами как устного диалога, так и письменной речи.

Публицистика отражает чрезвычайное многообразие мнений, оценок, позиций, циркулирующих в обществе, формируя такое взаимодействие, при котором каждая сторона излагает аргументы в свою пользу и опровергает слабые места в позиции противника, анализирует и оценивает моменты в ней, с которыми не согласна (с.18).

Дискуссионность в отображении действительности является предпосылкой формирования в газете диалогичности.  В журналистике создаются коммуникативные ситуации, в которых журналист отвечает, реагирует на чужое слово, вовлекает "третьи" лица, которые представляются либо конкретно - как тот или иной политик, общественный деятель, герой публикации, либо обобщенно - как та или иная точка зрения, другие СМИ, политическое течение, партия, социальная группа, социальные институты. "Третье" лицо может быть компетентным лицом, выразителем интересных идей, очевидцем событий, источником информации. Особенностью публицистической речи является взаимодействие позиции журналиста и "третьих" лиц. Смысловые позиции "третьих" лиц вступают в разные отношения с авторской позицией, тем самым заставляют журналиста выполнять разные роли - ретранслятора, озвучивающего  высказывания других лиц, рассказчика, конферансье, интервьюера, комментатора или псевдокомментатора. Отношения между позициями журналиста и "третьих" лиц приобретают разные формы. "Чужие" мнения журналист либо представляет, либо сопоставляет или дополняет, либо оценивает или развертывает в прямом диалоге.

В книге показано, как активность адресата проявляется в творческом процессе создания текста (здесь аудитория - пусковой механизм функционирования журналистики, это начало, которое задает  круг тем и проблем, освещаемых журналистом).

 Наиболее значительна роль адресата в интерактивных жанрах ("прямых линиях", подборках писем, вопросах читателей). Преодолеть гипотетическое "сопротивление" в публицистике помогают оценочность, побудительность, аргуметированность, полемичность, доступность изложения. Полемичность вступает сущностной чертой публицистики.

Ориентированность современных журналистских текстов на разную аудиторию проявляется структурно.

Рассказ читателю  об истории решения тех или иных проблем, которые ставит  перед ним действительность, демонстрирует нам то, как взаимодействуют эмпирико-теоретический и эмоциональный виды содержания в публицистических текстах.

Доказывает, что диалогичность  является фундаментальным свойством журналистского творчества и газетного текста  как его результата.

 Диалогичность служит функциональной природе публицистических текстов и условием их эффективного взаимодействия.

достоинство работы в том, что она преодолевает односторонний подход к исследованию публицистических текстов. В центре ее внимания оказывается не только автор и его намерения, но и адресат, важным показывается ощущение слушателя и читателя, его возможных реакций

Циклы и формы - понятия, с помощью которых анализируются разные аспекты, стороны диалогичности. В циклах рассматриваются цели, с которыми общающиеся  вступают во взаимодействие.

На основе анализа текстов автор показывает два вида отношений - унисонные (подтверждение и одобрение) и полемические (возражение, развенчание, направление, упрек).

Взаимодействие основных коммуникантов структурируется в элементарных циклах - единицах диалогической природы, представленных в газетных текстах в полном и свернутом виде.

Свернутый цикл представлен одной позицией. Оценка проявляется в трех видах циклов: 1) вопрос - ответ - коррекция ответа; 2) сообщение - его оценка - обоснование или объяснение этой оценки читателю; 3) побуждение к действиям - аргументация или объяснение побуждения. Диалогичность по-разному выражается в текстах разных жанров и поэтому является жанрофомирующим фактором в публицистической речи.

В гл. 2 "Диалогичность как основа формирование речевых жанров" исследуется многообразие отношений между смысловыми позициями в аспекте жанровых форм. Речевой жанр представлен как модель взаимодействия  смысловых позиций в газетных текстах. В литературе нет однозначного понимания речевого жанра: одни отождествляют его речевым актом, другие дают развернутую характеристику, поэтому автор предлагает свою трактовку и предлагает рассматривать речевой жанр в газетной публицистике как модель  коммуникативного взаимодействия журналиста  с аудиторией, осуществляемого в целях достижения типовой целеустановки.

 Предлагается поиск разноплановых репродуктивных форм текстовой деятельности как образцов оптимального речевого взаимодействия в публицистических текст. Не отказываясь от классической классификации жанров, Л. Р. Дускаева лишь рассматривает жанровую специфику социального ориентирования, осуществляемого журналистикой и обосновывает принципы классификации газетных жанров в аспекте диалогической теории. Подразделяет жанры на три большие группы - информационные, оценочные и императивные

 Дальнейшая дифференциация внутри групп на жанры, а затем на жанровые разновидности осуществляется ею на основе различий жанровых гипотез (моделей) адресата. Первая группа направлена на отражение действительности. Вторая - дифференцируется на основе того, какого рода  оценки предполагается согласовывать с аудиторией. Третья  дифференцируется на основе того, какую активность в адресате предполагается вызвать жанровой моделью.

Система газетных жанров  представлена как речевое воплощение процесса социального ориентирования, осуществляемого газетой.

Таким образом, на основе анализа газетных текстов автор приходит к выводам: диалогичность - сущностное качество газетных текстов, обусловленное такими факторами, как диалогичность социального познания, мышления, дискуссионностью политико-идеологического общения, такой структурой СМИ, которая выражает разные идеологические позиции, социальной сущностью публицистического общения. Диалогичность в газетных текстах является основой их смыслового развертывания, которое осуществляется от незнания через ответ на него к осведомленности, от сообщения к оценке последнего, от оценки к выработке  рекомендаций и побуждению читателей к действиям. Фактор адресата в публицистике проявляется в удовлетворении его информационных запросов и в корректировке композиционных и стилистических свойств текста в соответствии с его моделями. Авторский  замысел, лежащий в основе создания жанра, корректируется под влиянием представлений автора об информационных запросах аудитории. В жанре выражается определенная последовательность ментальных действий, воссоздающих объективную логику способа текстовой деятельности журналиста. Структура жанра определяется  последовательностью и характером не только авторского коммуникативного стимулирования активности адресата, но и прогнозируемой ответной активности последнего.

Книга адресована лингвистам, журналистам, студентам факультетов журналистики, серьезно занимающимся теоретическими проблемами  жанрообразования в современной публицистике.

Профессор кафедры современной периодической печати Санкт-Петербургского госуниверситета Г. С. Мельник


Другие материалы рубрики "Теория и практика"