Полезное
/ Теория и практика

26 июля 2004 12:32

Психологическая культура журналиста

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2004 - 205 с. (рецензия)

На обложке издания воспроизведено одно из древнейших (1188 г.) изображений Стрельца в образе Кентавра: полудракона, символизирующих вечное противостояние и полульва-получеловека- нерасторжимость светлого и темного, сознательного и бессознательного в человеке. Этот метафорический рисунок можно интерпретировать как эмблему психологии журналистики, изучающей множественные отношения в системе источник информации каналы распространения аудитория. Действительно, предметная область психологии очень широка и включает в себя:

- законы состояния и развития внутреннего мира журналиста;

- закономерности психологических процессов в массовых коммуникациях и в журналистике;

- психологические функции СМИ в обществе;

- изменения под воздействием СМИ сознания и деятельности индивидов; психологического состояния в больших и малых группах и общества в целом;

- психологию общественного (массового) сознания, психологию эмоций, настроений и общественного мнения и др.

Объекты психологии журналисты, издатели, учредители, владельцы, массовая аудитория, текстовые материалы как результаты журналистского творчества, редакции СМИ, информационные агентства, общество в целом, его социальные институты.

Учебное пособие В. И. Кузина тем хорошо, что опирается на опыт, накопленный в преподавании на факультетах журналистики таких дисциплин и спецкурсов, как "Манипулирование в журналистике", "Психология общения в журналистике", "Психология в профессиональной журналистике", "Психология журналистского творчества", "Психологическая служба газеты", "Политическая психология" и др. и включает все направления в исследовании психологии журналистики.

Цель книги - не только ввести студента в мир психологии, помочь ему получить системное представление о человеческой психике, научить входить в мир других людей , но и познание, и самоактуализация, и приобретение навыков управления своим психологическим состоянием и ситуацией общения, овладение инструментом решения профессиональных задач журналиста. Иными словами, усвоение и закрепление навыков и умений применения психологических методов и техник в процессе сбора информации, подготовки журналистского текста, установления контакта с аудиторией.

Мир журналистики, считает автор, держится на Практике, Знаниях и Культуре. Практика - источник и главный критерий эффективности журналистики. Знания - это не только профессиональное овладение технологией специальности, но и освоение всех осевых и смежных с теорией журналистики дисциплин. Практика и Знания аккумулируются в культуре, определяющей способ, с помощью которого журналист познает окружающий мир и отражает этот мир в своем творчестве и в своей деятельности.

Психологическая культура журналиста формируется под воздействием многих факторов, среди которых:

а) познание самого себя как личности и профессионала; формирование специфического внутреннего мира, имиджа как системы личностных характеристик и соответствующего стиля поведения;

б) изучение психологи людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения;

в) овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории; освоение диалогических и интерактивных форм отношения с аудиторией;

г) формирование профессионального мышления и выбор определенных форм журналистского труда и творчества;

д) изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических процессов, лежащих в основе жизни социума.

Раздел "Многообразный мир культуры журналиста" - важная и полезная часть книги, убеждающая будущих журналистов в необходимости овладения навыками психологической работы с источниками информации на разных этапах. Здесь прописаны алгоритмы изучения материала, установлена последовательность шагов в усвоении психологических знаний. Полезны рекомендации автора по технике работы с научными источниками.

В разделе "Социально-психологическая модель СМИ" рассматривается структурно-функциональная модель общения в журналистике и главные фигуры СМИ, описываются языки общения (вербальный, невербальный, конституционный), раскрываются основы моделирования социально-психологических процессов в массовой коммуникации. Отмечены принципиальные моменты общения людей в обществе:

- общение обусловлено материальными и духовными потребностями в объединении и индивидуализации;

- общение обеспечивает единство речи и мышления;

- общение и информация неразрывные понятия, обеспечивающие информационный обмен, взаимопонимание и взаимодействие людей;

- общение - содержание всего коммуникативного процесса в обществе.

Выявляются социально-психологические функции журналистики: социальной ориентировки, аффиляции (соединения индивида с группой) идентификации, контакта с другими лицами, функция самоутверждения, эмоциональной разрядки и др.

Большое внимание уделяется моделированию профессиональных ситуаций, творческим технологиям (психологическая техника установления контакта и ведения беседы; технология организации оперативной связи с аудиторией, технология игрореализации в журналистской деятельности, технология споров по правилам - полемика в условиях конфронтации, противостояния).

В разделе "Психологические теории и журналистика" представлены все современные концепции, рассматривающие массовую коммуникацию с позиции психологии (концепции российской школы, бихевиоризма, когнитивизма, гештальтпсихологии, психоанализа и т.д.).

В разделе "Психологические характеристики личности и творчества журналиста" анализируется внутренний мир журналиста, механизмы социализации и самоидентификации работников СМИ, особенности журналистского творчества, психологические особенности создания текстов для СМИ и их восприятие.

В следующем разделе "Социально-психологические проблемы массовой аудитории" рассматривается типология психологических типов аудитории, дается представление о способах психологического воздействия на аудиторию и способах психологической защиты, раскрывается понятие психологическая война в применении к средствам массовой информации.

Мир политической психологии в поле журналистики представлен в разделе "Психология политической журналистики". В поле зрения автора новые технологии, которые используются не только в избирательных и политических кампаниях, но и во всех сферах государственной и общественной жизни. Описаны формы и методы информационных войн внутри медиасообществ, организованной преступности, коррумпированной бюрократии, политизированного капитала и властей, а также система избирательных технологий политического рынка с обеспечением заданного результата; применение в СМИ психологических методов для политической и

экономической стабилизации /дестабилизации общества; проведение с помощью СМИ психологических операций с использованием механизмов общественного мнения, обеспечения психологических заражений, настроений, организации промывки мозгов (брейн-ушинг ) с целью подавления оппозиции и социальных протестов.

Книга отличается фундаментальностью, детальной проработкой всех разделов, завершенным видом, содержательной насыщенностью текста, продуманностью, концептуальностью. Полезность ее увеличивается в связи с тем, что она снабжена методическими рекомендациями по изучению дисциплины и использованию психологического инструментария в практике журналистики, а также специальными тестами. Каждый раздел пособия включает вопросы для самопроверки.

Материал усваивается легко, так как многие сложные понятия объясняются популярно и иллюстрируются, каждый раздел книги имеет эпиграф, в котором выражена основная идея.

Уверена, что книга сразу станет раритетом.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"