Полезное
/ Теория и практика

29 июля 2004 13:15

Речевая структура газетных жанров

Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2004 (рецензия)

В учебном пособии дается общая характеристика газетной речи, описываются основные особенности  газетного текста как коммуникативной единицы, анализируются речевые структуры основных газетных жанров.  

Пособие отражает проблематику курса "Практическая стилистика русского языка", связанную с поэтикой журналистского творчества. Объектом анализа являются основные газетные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья  (проблемная статья  и комментарий), корреспонденция,  очерк. Предмет анализа – речевая структура этих жанров.

При анализе каждого жанра определяется та коммуникативная ситуация, которая порождает этот жанр, устанавливается набор жанрообразующих и факультативных речевых  форм, выявляются характерные для этого жанра способы выражения авторского "я".

В первой части пособия "Газета в речевой практике общества" излагаются общие вопросы теории газетной речи и газетного текста. Автор утверждает, что "несмотря на активное развитие электронных СМИ, компьютерных средств порождения текстов, представить себе даже гипотетически речевую практику общества без газетной речи невозможно" (С.5). Газетная речь становится более разнообразной, а процесс дифференциации газетной продукции происходит с точной ориентацией на потребности аудитории.

Наблюдения за развитием газетного текста привели автора к мысли о том, что в общественном сознании изменилось отношение к газете и газетой речи. "В сфере газетной речи рождаются тексты, выдерживающие самые высокие критерии, выработанные в русской речевой культуре" (С.6).

К особенностям газетной речи автор относит ее принадлежность к массовой аудитории, отсюда ее легкость, которая воспринимается всеми, независимо от возраста, социального положения, интересов. Существенный отпечаток на газетную речь накладывает оперативность  (речь создается в момент, который минимально удален по времени от события). Речь порождается в течение очень ограниченно времени. Газетная речь выполняет сразу две функции – информирующую и воздействующую. В ней осуществляется принцип чередования экспрессии и стандарта.

 В основе газетной речи лежит диалогичность. "Газетная речь всегда порождается как речь, предназначенная для читающего" (С.7). Автор обращает внимание на такие преимущества газетного текста, как удобство его физического существования в виде текста, напечатанного на бумаге. Газетный текст отредактирован, устойчив в ревой форме, поддается хранению, его можно использовать многократно. Многочисленные повторы реабилитируются благодаря варьированию содержания (наиболее важно здесь жанровое варьирование). Применительно к газетному тексту можно говорить о коллективном авторстве. Раскрывая характер содержания газетного текста, автор помогает нам понять, в каких типах значений представлены в тексте человек и мир, а также сам автор текста.

Один и тот же факт (например, затонувшее в Финском заливе судно) становится основой различных газетных текстов. Коньков В. И. приводит дословно три текста на эту тему, опубликованные в разных газетах, – "Затонувший "Ангел", Гигант на дне" и "Загадка королевской яхты" и показывает их различие.

 Окружающий человека мир, это чувственно воспринимаемый мир. В анализируемых текстах исследователь выделяет слова с предметным значением. Однако мир, в котором живет человек, еще и мир событий. Поэтому в названных текстах выделяются и такие языковые единицы, которые представляют в тексте событийный мир, – это отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты. Общее содержание текстов воспринимается как рассказ о прошедших событиях. Текст с событийной семантикой носит отвлеченный характер. Коньков В. И. обращает внимание на то, что такой текст невозможно перевести в видеоряд. В таком тексте доминирует семантика событийного типа, он субъективно окрашен.

Далее автор подводит еще к одной ипостаси существования мира. Это мир фактов и информации. Наиболее ярко, - считает автор, - семантика факта представлена простым предложением с минимально выраженным авторским "я". Приводятся фрагменты текста о погибшем корабле, в которых выстраивается фактологический ряд.

Значения, в которых представлен в тексте человек (журналист), автор характеризует как оценочные или субъективно-модальные, имеющие разную природу. Оценочные опираются на реальные свойства объекта. Субъективно-модальные выражают отношение говорящего. Значения подобного типа формируются на основе внутреннего состояния субъекта речи, а не основываются на объективных характеристиках того, к чему мы хотели бы выразить отношение.

Еще один компонент окружающего мира – слова. "Чужая" (не авторская) речь в газетном тексте может воспроизводиться по-разному, например, может быть изображена, как в художественном произведении. Однако в газете "чужая" речь в основном выполняет информационную функцию.

Автор выявляет соотношение в  газетах текстах всех семантических компонентов – предметного, событийного и фактологического - и приходит к выводу: предметный мир слабо представлен в газетном тексте. Объясняет это тем, что  газеты ориентированы на события и информацию, а не на художественное его освещение. Хотя в небольшом  объеме предметный мир обязательно представлен в таких текстах, как репортаж и очерка. Мир событий и мир фактов наиболее широко представлен в информационных жанрах. Оценочная и субъективно-модальная семантика наиболее значима в жанрах аналитических. Речевые партии персонажей обязательны  для  репортажа, корреспонденции, очерка.  Объем чужой речи в тексте зависит от жанра.

В первой главе анализируется также речевая структура текста. Причем текст рассматривается с позиции читающего. Вводится новое понятие – речевая разработка содержания, означающего последовательность речевых форм, с помощью которых автор производит речевую разработку содержания в соответствии с имеющимся замыслом.

Понимая, что главный способ проявления типового начала в речевой структуре текста – это жанр, - автор дает определение этого понятия. "Жанр представляет собой отражение в структуре текста типовой коммуникативной ситуации... Все конкретные индивидуальные коммуникативные цели, которые ставят перед собой различные авторы, реализуются в рамках небольшого числа типовых речевых структур" (С.25).

Во 2-й части книги "Речевая структура информационных жанров" характеризуются коммуникативные ситуации, лежащие  основе таких жанров, как заметка, расширенная информация, репортаж, интервью.

В 3-й части "Речевая структура аналитических жанров" анализируются многочисленные тексты современных газет, представленные в таких жанрах, как проблемная статья, комментарий, корреспонденция и др. Автор специально останавливается  на  характеристике сатирических жанров, прежде всего, фельетона и памфлета.

Книга примечательна тем, что в ней  показаны возможности, которые дает при стилистической характеристике газетной речи теория публицистических жанров. Теория обладает описательной силой. Обнаруживается, что каждый жанр проявляет свою сущность в типовой речевой структуре. Эта структура формируется жанрообразующими и факультативными речевыми действиями. "Представление речевой информации в виде жанра облегчает ее восприятие читателем, помогает автору в практике редакционной работы создавать нужный текст более оперативно" (С.131).

Часть 4-я книги – это "Материалы для самостоятельной работы", куда включены различные упражнения, помогающие быстрее овладеть навыками порождения текстов с определенной жанровой структурой. Например, в задании приводятся расшифровки магнитофонной записи. Студентам предлагается отметить в тексте особенности устной речи, которые неприемлемы для письменной. В другом упражнении нужно доказать на основе анализа предложенного текста принадлежность именно к этому жанру; сформулировать индивидуальные стилистические особенности, характерные для данного текста. В следующих заданиях предлагается "усовершенствовать" опубликованные тексты с тем, чтобы они были наиболее приближены к идеалу жанра.

Предназначено для студентов факультетов журналистики и филологических факультетов.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"