Медиановости

8 октября 2004 11:53

Фальстарт нового сезона

Телесезон 2003-2004 годов не внес изменений в список популярности телеканалов у россиян: с лучшим результатом вновь финишировал Первый, следом за ним еще два федеральных вещателя - "Россия" и НТВ. Далее расположились сетевые каналы СТС, ТНТ и Ren TV. Представители "большой телевизионной шестерки", которые распределяют между собой девять десятых выручки национальных вещателей от рекламы, вошли в новый сезон не одновременно и с разной степенью стремительности.

Старт нового телесезона был омрачен трагическими событиями в Беслане, заставившими телеканалы в срочном порядке переверстывать программы передач, бросать большие силы на информационное вещание и переносить анонсированные премьеры проектов - в основном, развлекательных - на более поздний срок. Все это не могло не нарушить чистоту эксперимента и привнести изменения в расположение телеканалов внутри "шестерки" - как известно, информационного вещания у СТС и ТНТ попросту нет.

Рейтинговыми лидерами первого месяца нового телесезона на федеральных телеканалах стали сериалы: "Диверсант" (Первый канал) и "Штрафбат" ("Россия"), а также информационная программа "Страна и мир" (НТВ). По данным TNS Gallup Media, максимальный рейтинг "Диверсанта" (первая позиция в списке самых популярных программ у москвичей старше 4 лет) составил 21,1%, а его доля - 55,1%. Сентябрьские показатели "Штрафбата" (четвертое место) - соответственно 13,5% и 33,9%. Рейтинг выпуска "Страны и мира" от 3 сентября (29 место) составил 8,7%, доля - 21,8%. Самая популярная телепередача СТС - фильм "Трудный ребенок" - занимает 54 место, сериал "Солдаты" канала Ren TV - на 98 месте. Сентябрьский рейтинговый лидер ТНТ - художественный фильм "Ирония судьбы, или С легким паром" в топ-100 не попал.

Битва за рейтинг

Основные сражения за зрителя между телеканалами разворачиваются в прайм-тайм, в вечернее время, когда у телеэкранов собирается максимальное количество зрителей. Основной ударной силой в этой битве в последнее время стали сериалы отечественного производства. Пример для наглядности: Первый канал ставит в эфир свой потенциальный хит - трехсерийную телеверсию фильма Владимира Хотиненко "72 метра", повествующего о гибели российской подлодки. Ставится этот мини-сериал в сетку против успешного проекта канала "Россия" - сериала "Штрафбат". Вероятность того, что "72 метра" оттянут на себя часть аудитории "Штрафбата", велика: все-таки мини-сериал Первого канала начинается на полчаса раньше. Хотя в другой ситуации "72 метра" наверняка собрали бы значительно большее количество зрителей - срабатывает закон сообщающихся сосудов. В подобном поведении замечены на только "Первый" и "Россия" - так называемое контрпрограммирование применяется постоянно всеми телевизионщиками.

Первым российским телеканалом, поставившим в прайм-тайм по будням сдвоенную сериальную линейку, стал НТВ. За это некоторое время спустя он чуть не поплатился, когда лишился рейтинговых отечественных сериалов из библиотеки "Медиа-Моста": их выкупил консорциум "Альфа-Групп", предварительно заручившийся поддержкой Первого канала, "России" и СТС. "Сегодня наш запас сериальной продукции достаточно велик: мы вполне можем до конца сезона работать в том числе и премьерами", - говорит программный директор НТВ Евгений Кучеренко. По его словам, рейтинг сериала в прайм-тайм зависит не только от качества формата, но и от конкурентного окружения. "Бороться нашим сериалом в 20.50 против сериалов двух других федеральных каналов - вещь достаточно сложная, - признается он. - Успех или неуспех нашего сериала - это, соответственно, неудача или удача наших коллег-конкурентов".

Опыт НТВ, сохранившего сдвоенный сериальный слот по будням с 19.40 до 22.00, ныне активно используется другими федеральными каналами. Первый ставит два сериала встык с 19.00 до 21.00, "Россия" подобным образом закрывает время с 20.55 до 23.00. Эта схема работает успешно: зритель с большим удовольствием продолжает смотреть отечественный сериальный продукт, рейтинги которого регулярно побивают показатели телепрограмм различной тематики, художественных фильмов и даже концертов. Исключений практически не бывает - если сериал идет с низкими рейтингами, "сажает" рейтинговую картину дня, руководство телеканала без сомнений досрочно снимает его с эфира и меняет на другой: "Кто чего не досмотрел, мы не виноваты". Все это происходит на фоне прогнозов аналитиков телевидения, в течение последней пары-тройки лет предвещающих, что зритель наконец-то пресытится сериальным продуктом. Прогнозы экспертов пока не сбываются: каналы, почувствовав высокую ликвидность качественных сериалов, инвестируют значительные средства в их производство в соответствии с растущими собственными потребностями. Усугубляется ситуация, по мнению экспертов, и национальными особенностями сериального телесмотрения. Так, европейцу чаще всего показывают телесериал по одной серии в неделю, а наш зритель привык к тому, что все сериалы подобно мыльным операм должны демонстрироваться по схеме "каждый день новая серия".

В существующем положении вещей заключена серьезная опасность: делая постоянную ставку на сериалы, телеканал превращается в "кинобудку" - ему все меньше хочется "включать голову" и предлагать новые телевизионные жанры. Грань, за которой начинается состояние "кинобудки", демонстрирует канал "Россия". В его будничной сетке нового телесезона из суток вещания под сериалы выделяется почти десять часов - для пяти оригинальных сериалов, трех повторов плюс двух иностранных в ночи. Добавить сюда еще вечерний кинофильм и все информационные выпуски "Вестей" - федеральных, региональных и криминальных - так на телевизионное творчество места на госканале остается немного. Еще больше сериальных линеек на канале СТС - в будний день их одиннадцать! Но этот канал - развлекательный и федерального статуса не имеет.

Топ-менеджеры "России" отдают себе в этом отчет. "Мне не нравится, что сейчас киносериальная продукция пользуется такой популярностью, что преобладает в эфире каналов. В этом плане любые другие телевизионные жанры проигрывают, - посетовал в интервью "Газете" программный директор "России" Владимир Троепольский. - Телевидению не хватает разнообразного телевизионного продукта. И это не вопрос вкуса; его бессмысленно обсуждать в категориях "нравится - не нравится". Это вопрос качества, цены и конкурентоспособности того или иного жанра".

В начавшемся телесезоне российские телеканалы не представили ни принципиально новых форматов, ни новых телевизионных тенденций. Хочется надеяться, что пока.

Телеполуфабрикаты

В этом телесезоне вновь в моде лицензионные адаптации международных телеформатов. На "Первом" это еще одна последняя часть реалити-шоу "Последний герой" (оригинальное название - Survivor), в котором соревнуются команда из числа героев четырех предыдущих сезонов программы и сборная участников еще одного проекта "Первого" - "Фабрики звезд". Тоже, кстати, лицензионного: оригинальное название этого формата Star Academy. Его российская версия, продюсером которой в этом телесезоне стала Алла Пугачева, выходит в эфир в пятый раз на "Первом" и впервые - на российском MTV. Еще одна пришедшая с Запада новинка Первого канала - это игра на деньги "Пан или пропал" (оригинальное название Deal or No Deal), ведет которую актер и шоумен Николай Фоменко. Этот новый проект призван составить компанию игровой программе "Кто хочет стать миллионером?" (Who Wants To Be A Millionaire), заменив в сетке завершившие, похоже, свое российское существование проекты "Слабое звено" (Weakest Link) и "Русская рулетка" (Russian Roulette). По крайней мере, предложений продолжить работу над этими двумя проектами их производители не получали. Неясна судьба спортивно-интеллектуальное шоу "Заклятый друг" (в оригинале Dog eat Dog), приобретенного для адаптации на Первом канале. В своей разработке проект был доведен как минимум до кастинга участников, однако его нынешняя судьба неизвестна.

Канал "Россия" в этом телесезоне презентовал проект "Народный артист 2" (в оригинале - Pop Idol) с Феклой Толстой и Иваном Ургантом. В этом году кастинг программы проходил не только в России, но также на Украине и в Белоруссии. Соответственно, смотреть передачу могут зрители всех трех стран. Продолжает "Россия" показ и новых выпусков игры "Форт Боярд" (Fort Boyard) с участием команд из России. Этот проект к нам когда-то привез из Франции создатель программы "Куклы", а ныне генпродюсер канала "Россия" Василий Григорьев. Среди ожидаемых новинок телесезона - новое реалити-шоу под рабочим названием "Все для тебя" (I Do Anything). Его героям для осуществления мечты близкого человека придется пойти на подвиг, преодолеть свои страхи и выдержать испытания.

НТВ в октябре-ноябре собирается показать третий сезон экстремального шоу "Фактор страха" (Fear Factor). А игровое шоу "Ринг" с Оскаром Кучерой (формат Face Off), готовившееся еще к завершившемуся телесезону, в эфир НТВ, похоже, так и не выйдет.

Телеканал СТС в новом телесезоне вместо программы "Кресло" с Федором Бондарчуком (оригинальный формат - Chair) запустил сразу три лицензионных шоу: "Это любовь" (All You Need Is Love) с Федором Павловым-Андреевичем, "Снимите это немедленно" (What Not To Wear) и "Спасите, ремонт!" (Do It Yourself SOS. / DIY SOS) с Сергеем Белоголовцевым. Плюс к этому - второй сезон опять же лицензионного проекта "Ты - супермодель" (формат Top Model) с Федором Бондарчуком. Гендиректор СТС Александр Роднянский не видит ничего зазорного в том, что значительная часть новых проектов канала - это лицензионные форматы. "Аналогичные программы идут в эфире Би-би-си, но наши проекты от них очень далеки, потому что делаются для другого зрителя, в совершенно иной реальности. Так что в нашем случае покупка лицензии - вопрос цивилизованности. Все мы находимся в контексте мирового телевидения, - поясняет Роднянский. - Поэтому мы не пытаемся делать вид, что открываем Америку, а просто стараемся сделать существующий формат максимально интересным и близким к потребностям нашего зрителя".

Каналы Ren TV и ТНТ о своих лицензионных приобретениях, если таковые и есть, пока не распространяются.

Медиа-аналитики отмечают, что мировое производство оригинальных телеформатов не успевает отвечать запросам российского телевидения: наши каналы скупили для адаптации большинство значимых программ, в том числе и самых дорогих. Другой вопрос, что говорить о своих покупках телеканалы не любят, опасаясь происков конкурентов. Всем еще памятна история с покупкой Первым каналом лицензии на производство российской версии реалити-шоу "Большой брат" (Big Brother), произведшего на Западе фурор. После того как дорогу "Большому брату" перешел аналогичный нелицензионный проект "За стеклом", в спешном порядке созданный ТВС, его российская премьера была отложена на не определенный до сих пор срок.

Утверждать, что отечественные телеканалы сегодня подобно ленивым хозяйкам предпочитают потчевать зрителя полуфабрикатами в виде лицензионных форматов, было бы некорректно. Ведь приготовить по импортному рецепту блюдо, удобоваримое для своего потребителя, - труд зачастую не меньший, чем придумать все самому.

Телеаналитика "лайтс"

Минувший телесезон для телевизионной аналитики закончился плачевно: сначала на НТВ не стало программы Леонида Парфенова "Намедни", потом приказала долго жить и "Свободе слова" Савика Шустера. Создалось ощущение, что подобное "закручивание гаек" и самоцензура распространится на другие каналы. В последнее время у нас вообще принято считать, что не президент принимает меры, а желающие услужить неразумные люди на местах оказывают власти медвежью услугу. Многие ждали, что следующими падут "Основной инстинкт" Светланы Сорокиной и "Времена" Владимира Познера. К тому же Владимир Владимирович в последнее время неоднократно говорил, что программой не очень доволен (имеется в виду Владимир Владимирович Познер) и что в нынешней ситуации передача может не уцелеть. Тем не менее оба эти проекта в новом сезоне на Первом канале с некоторой задержкой, но появились. Почувствуют ли давление коллективы этих программ, а также их зрители, покажет время.

Тяжелым может стать новый телесезон и для коллектива самой свободомыслящей на сегодняшний день информационно-аналитической программы - "24" с Ольгой Романовой (канал Ren TV). Хочется верить, что две теленаграды ТЭФИ, полученные программой и ее ведущей в самых престижных номинациях, не станут для них "черной меткой", что на следующей церемонии ТЭФИ академикам не придется вручать программе Ольги Романовой еще одного, посмертного, "Орфея".

Руководство НТВ предпочитает не говорить, когда на канале появится новая итоговая информационно-аналитическая программа, какой она будет и кто станет ее лицом. Да и появится ли она в обозримом будущем: в прошлом сезоне было две программы, можно и паузу сделать. Пока же бывшим главным телеаналитикам НТВ приходится заниматься документалистикой - тоже, кстати, популярным в последнее время тележанром. Временно безработный Парфенов снял документальный фильм про Олимпиаду и показывает его на Первом канале. Его команда, точнее, четыре основных корреспондента: Андрей Лошак, Александр Зиненко, Илья Зимин и Вадим Такменев - возрождают на НТВ проект "Профессия - репортер", а Савик Шустер назначен курировать документальное вещание этого канала. Кроме того, в ближайшие несколько недель на НТВ выйдет и первый после перерыва фильм под рубрикой "Новейшая история".

Александр Нахалов