Медиановости

3 декабря 2004 12:16

Перьями уже не пишут

Журнал, выстоявший в борьбе с произволом властей, не выдержал натиска времени. "ЕЖ" уходит в интернетовское подполье

Один из последних осколков издательской империи "Медиа-Моста", "Еженедельный журнал", на 146-м номере прекратил свое существование в бумажной версии и перешел в он-лайн. О причинах этого решения "МН" рассказал главный редактор журнала Михаил Бергер.

- Ваш инвестор Владимир Гусинский разочаровался в "ЕЖ"?

- Наш инвестор считает, что время бумажных СМИ проходит. Это мировая тенденция. Мы делали неплохой журнал. Но постепенно все острее стали ощущать хроническое отставание от событий. Я думаю, что с этой проблемой сталкиваются многие еженедельные общественно-политические журналы. Это конфликт между временем жизни новости и скоростью распространения бумажной периодики.

- Назначение еженедельника не только в информировании публики.

- Оправдания для себя, конечно, можно придумать. Но, боюсь, рано или поздно мы оказались бы в ситуации производителей перьевых ручек. Спросите у них, сколько перьевых ручек сейчас продается? Иметь ручку с золотым пером престижно и модно, но массовый потребитель все равно использует шариковые. Мы хотим оставаться средством массовой информации, а не клубным развлечением для избранных.

Конечно, как главному редактору мне соблазнительно сказать, что нас задавили власти. Это не так, хотя с властями у нас были непростые отношения. Время от времени мы получали сигналы в форме дружеских укоров: "Ну, это вы, ребята, уж чересчур!" Однажды мне сказали по-свойски: "Жалко, что не добили вас в свое время!" Предметных действий в наш адрес не было. Но тут ведь ничего не знаешь точно. Вот сидела у нас налоговая три месяца. Кто скажет, плановая это была проверка или кем-то инициированная?

- Может быть, вашему издательству не хватало мощного коммерческого паровоза, который тянул бы за собой неприбыльное общественно-политическое издание?

- Возможно, если бы у нас был какой-нибудь успешный "глянец", подобное решение было бы принято не сейчас, а через два-три года, но в том, что оно все равно было бы принято, я не сомневаюсь. С тенденцией не поспоришь.

- Как же выплывают другие вполне успешные общественно-политические издания - "Профиль", "Эксперт", "Власть"?

- Я с большим почтением отношусь к своим коллегам, но, согласитесь, у журнала "Власть", более десяти лет существующего на рынке, запас прочности существенно больше, чем у нас. Новичкам выжить гораздо сложнее.

Я вырос на "бумаге", и вся моя карьера связана с бумажными изданиями. Мне трудно примириться с решением Гусинского, но я с ним в принципе согласен. Тут можно спорить только о скорости процесса. Но я и сам вижу, что мой семнадцатилетний сын читает не газеты и журналы, а Интернет. Наверное, его поколение и останется с Интернетом. Тем более что совсем скоро в одной маленькой коробочке у нас будeт и телевизор, и радио, и Интернет. Бумажные издания обречены. В первую очередь - общественно-политические. У многих газет уже начались проблемы. Черно-белый носитель уже давно не интересует рекламодателей, потому что потребитель любит красивые сочные картинки. По этой причине в газетах появился институт приложений, глянцевых вкладок. Скоро они съедят своих "родителей".

То же самое на Западе - у самых известных газет и еженедельников сокращаются тиражи и продажи рекламы. Там нет таких мощных самостоятельных интернет-медиа, как наша Газета.ру. На Западе в ходу в основном интернет-сателлиты бумажных изданий, их электронные версии. Но и там многие бумажные издания потихонечку перетекают в новый формат.

- Когда появился Интернет, все предрекали гибель книгоизданию. Но люди читают ничуть не меньше, чем раньше!

- У бумажной прессы останутся свои читатели, но молодежь, выросшая без газет, читать их не будет. И телевидение очень скоро начнет испытывать проблемы. Люди хотят смотреть новости не в 7, 9 и 11, а тогда, когда им нужно. Зачем ждать, если в Интернете можно узнать, что случилось полчаса назад?

- Значит, все дело в устаревшей технологии доставки информации?

- Помимо технологических есть еще и тематические проблемы. При отсутствии политической конкуренции, политической борьбы исчезает предмет исследований для общественно-политической прессы. На нее нет спроса, если общество спокойно и равнодушно. Возможно, через какое-то время общество всколыхнется и будет жить только политическими новостями - как сейчас Украина. Я надеюсь, что в Россию вернется политическая конкуренция. Иначе наши услуги будут не нужны. Сейчас я не исключаю, что в Интернете наша аудитория будет больше, чем прежде.

- Но конкуренция в Интернете ничуть не меньше, чем на бумажном рынке. Многие интернет-издания так же убыточны, как бумажные.

- Я понимаю, что нам придется бороться за посещения. Но мы будем бороться за будущее! И наша интернет-версия будет существенно дешевле бумажной. Что же касается перспективы, то сейчас на мировых рынках наблюдается бурный рост интернет-рекламы. В России эта тенденция проявляется не так ярко, как на Западе, но она есть. По-моему, лучше несколько опередить развитие событий, чем оказаться в числе догоняющих. Скажу откровенно: в последние полгода мы в "ЕЖ" столкнулись с проблемами в продаже рекламы. Некоторые рекламодатели признались в своем нежелании ассоциироваться с нашим изданием. Назовите это трусостью или нежеланием сотрудничать с острым политическим продуктом, но факт остается фактом.

- Как будет происходить ваш переход в он-лайн?

- На свою реальную мощность наш интернет-ресурс выйдет, наверное, в январе. Редакция "ЕЖ", очевидно, будет сокращена. Конечно, я должен извиниться перед нашими читателями, рассчитывавшими на бумажное издание. Мне тоже ужасно жаль с ним расставаться. Но тут не все зависит от меня. Решение о продолжении или приостановлении издания - это прерогатива акционеров. Я верю в успех нашего начинания. Как бы там ни было, мы будем все равно продолжать общаться с публикой - хотя бы и через водопроводную трубу.