Мнения
/ Блоги

10 декабря 2004 17:11

Моcква, Шопен и Монюшко

Культурные события варшавской осени

Волею обстоятельств в составе группы петербургских журналистов довелось нынешней осенью оказаться в Варшаве. Целью нашей поездки было знакомство с настроениями, которые царят в братской славянской стране после ее вступления в Евросоюз. Однако совершенно неожиданно оказалось, что некоторые приметы культурной жизни польской столицы удивили оригинальностью и своеобразным художественным "комментарием" к процессам политическим и социальным.

"Варшава - Москва"

Количеством и качеством художественных выставок Варшаву не удивишь. Здесь привыкли к сочетанию самых авангардных и дерзких творческих поисков с размеренным классицизмом. Но открытие выставки "Варшава - Москва" в Национальной галерее "Захета", которое состоялось буквально за неделю до нашего приезда, стало событием номер один не только в польской культуре, но и развитии культурных отношений между нашими странами.

Все два этажа престижной столичной галереи отданы во власть искусства, чьи шедевры покрывают собою исторический период длиною в столетие. Идея выставки отчасти воспроизводит концепцию известных проектов "Берлин - Москва" и "Москва - Париж" с той лишь разницей, что для Польши временное пребывание в составе России, а также в зоне влияния СССР оборачивалось на протяжении ХХ века известными политическими, психологическими и творческими издержками.

Однако выставка демонстрирует, что противостояние - не лучший творческий метод. Художественные и образные переклички между сюжетами картин, манерой живописцев, темами их полотен и скульптур настолько очевидны, что без лишних слов доказывают ту простую истину, что энергия притягивания в польской и русской культурах гораздо более продуктивна, чем энергия отталкивания. С нашей стороны в экспозиции присутствуют ключевые фигуры художественной культуры прошедшего столетия - от Малевича и Шагала до нонконформистов. Поляки, естественно, обозначили присутствие Виткевича, Выспянского и других важных деятелей своей культуры.

Самые сильные стороны выставки - это самые драматические моменты истории, отраженные в представленных полотнах и инсталляциях: 1920 год, оккупация Польши, Катынь, движение "Солидарности", военное положение 1981 года. Складывается полное ощущение, что машина времени возвращает тебя вспять. И вот ты уже находишься в комнате польского интеллигента 1960-1970-х годов, где рядом с проигрывателем лежит пластинка с песнями Высоцкого. А в комнате советского интеллигента вы находите записи Анны Герман. Как все похоже и все узнаваемо!

Будь моя воля, то я бы на эту выставку водил и польских, и российских школьников, чтобы они почувствовали душой и сердцем, как часто вместе приходилось страдать двум братским славянским народам, часто разводимым циничной логикой истории по разные стороны политических границ. Впервые после того, как в 1989 году Польша изо всех сил устремилась на Запад, на этой выставке сделана реальная попытка обернуться на Восток. И он оказался совсем рядом. Стоит только протянуть руку.

Приватный Шопен

О знаменитом польском композиторе знают даже те, кто никогда не бывал в Польше. Нашей же группе приготовили поистине королевский подарок. В одном из дворцов в варшавском парке Лазенки нас ждал специальный концерт из сочинений Фредерика Шопена. Каково же было удивление, когда в небольшом, уютном и роскошном зале мы увидели кроме нашей небольшой группы еще двух зрителей. Организаторы концерта явно ждали только нашу группу, чтобы начать концерт.

Мазурки сменялись скерцо, на смену этюдам пришло скерцо. А затем наступил перерыв, во время которого нас ждали в соседней зале бокалы с шампанским. Было так тихо, что не хотелось даже говорить. Однако журналистское любопытство сделало свое дело, и мы поинтересовались: сколько слушателей должно быть в зале, чтобы концерт состоялся. Оказалось, что концерт может исполняться даже и для одного гостя, если он заплатит гарантированную сумму.

Приватный характер общения с музыкой польского классика заставил почувствовать ее совсем по-особому, совсем не так революционно, как привыкли у нас трактовать вольный дух шопеновских фортепианных шедевров. Скорее, его сочинения звучали как некие изысканные салонные пьесы с весьма чувственной энергетикой, которую усиливала камерность обстановки достойной музыки сдержанной роскоши.

Для полноты ощущений не хватало только услышать музыку Шопена непосредственно у памятника композитору в парке Лазенки. Но это удовольствие доступно только летом.

Здесь польский дух...

Поход в Национальную оперу на представление классического сочинения Станислава Монюшко "Страшный двор" (название часто переводят на русский как "Заколдованный замок") стало одним из самых ярких впечатлений от политически ориентированного пресс-тура. Величественное здание театра поражало размерами еще издали. Обстановка внутри была чуть скромнее и напоминала о скромности и сдержанности архитектурного минимализма 60-х годов прошлого столетия.

Однако приятно удивил демократический состав публики в зале главного музыкального театра Польши: большое количество детей и вполне колоритные иностранные туристы.

Когда же в последнем акте вся сцена распахивается на полную глубину и возникает видение заснеженных просторов Польши, то следует блистательно исполненный кордебалетом танец, обозначающий пик праздничных эмоций. Ведь действие оперы Монюшко завершается как раз накануне Нового года.