Медиановости

19 января 2005 12:53

Военное телевидение пока не в моде

Министерство обороны США пошло на беспрецедентный шаг в истории агитации и пропаганды - на днях оно создало собственный круглосуточный телевизионный канал Pentagon Channel. Программы канала в первую очередь рассчитаны на военнослужащих. Например, самый высокий рейтинг уже успела получить передача под названием "Почему я служу". Брифинги и интервью с руководителями Минобороны, репортажи об армейских буднях и выпуски околовоенных новостей пока еще не нашли своего постоянного зрителя. Шесть миллионов долларов выделил Конгресс США на это в высшей степени патриотическое мероприятие. Телеканал вошел в Службу телевизионных и радионовостей вооруженных сил США (AFRTS), базирующуюся в Александрии и обслуживающую военные базы США не только внутри страны, но и в 177 государствах по всему миру. Pentagon Channel могут смотреть не только военные, но и вполне мирные телезрители, владельцы спутниковых тарелок.

Министерство обороны России также планирует запустить в эфир свой телеканал под названием "Звезда". Его старт намечен на 23 февраля 2005 года. Однако эта дата уже не раз была поставлена под сомнение из-за финансовых проволочек и неразберихи с руководящим составом внутри телеканала. Пока же воен-ТВ представлено на российском телевидении отдельными программами. Причем с каждым годом их число все уменьшается.

Так уж сложилось исторически, что Россия частенько воевала, и российская армия всегда была своеобразным лицом государства. Одно время этим лицом были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, потом Александр Невский и Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя, Суворов и Кутузов, им на смену пришли Чапаев и Буденный, Жуков и Рокоссовский… А потом наступил мир. Мы потихоньку воевали на чужих территориях, защищая "идеи мировой революции", а армия стала ассоциироваться с молоденьким солдатиком из передачи "Служу Советскому Союзу", у которого "пуговицы в ряд" и он "идет по городу, по незнакомой улице, и от улыбок девичьих вся улица светла". И все делали вид, что не догадываются о том, откуда приехал этот солдатик (из Афганистана или еще откуда-то). Еще одни поворот колеса истории, и лицом армии становятся забитые насмерть "дедами" мальчики из хороших семей, туповатые командиры и … цинковые гробы. Да еще офицерские жены, вынужденные жить в бараках, без воды и света, без надежды на решение коммунальных проблем. Или бывшие "афганцы", образовавшие бандитские группировки, или русские офицеры, убивающие мирных чеченцев….

Когда "чернуха" всем порядком надоела, об армии и ее лице, казалось, и вовсе забыли. Но все это до поры. И пора эта пришла. Сегодня президент и его команда заговорили о возвращении российской армии того статуса, который должен быть у армии великого государства. И началось формирование нового имиджа нашей армии. Как в любой серьезной пиар-кампании, в этой телевидение тоже занимает важное место. В эфирах "главных" каналов появились специализированные военные программы. По форме практически все они абсолютно одинаковые - это телевизионные журналы, все они выходят утром в воскресенье, но каждая рисует свой "портрет российской армии", какая она была, есть и должна быть.

На Первом канале еще недавно были целых две программы, посвященные армии. Но развлекательный "Армейский магазин" с ведущей Данной Борисовой себя изжил. Зато программа "Служу Отчизне" живет и здравствует. Она в первую очередь имиджевая. Это попытка "сделать армии лицо", используя весь набор подручных средств. В дело идут бренды всех мастей. Ведущий - заслуженный артист России Борис Галкин - выглядит так, как будто он на машине времени только что переброшен к нам из времен застоя (уж больно официален). Материалы из истории русской армии подаются так, как будто и не разрывалась связь времен, как будто наши воины - наследники по прямой тех, кто сражался, например, под Плевной. Оптимистические репортажи о жизни современной армии, вооруженной по последнему слову техники, соседствуют с выступлениями творческих коллективов (например, артистов Иркутского театра народной драмы, которые, переодевшись в русских витязей, бодро поют военные песни давних времен). А рассказы об истории военной формы - с телеуроками военного мастерства (видимо, на случай, если приемам ведения боя молодых солдат в армии не учат).

В противовес Первому каналу НТВ предлагает свою версию военной программы. "Военное дело" - программа тоже весьма романтическая, но романтика эта совсем другого толка. Вместо "квасного патриотизма" - восхищение отлично отлаженной зарубежной армейской машиной (например, военно-морскими силами Израиля или американскими истребителями). Вместо исторических "лубочных картинок" - расследования военных тайн в классическом стиле НТВ. Вообще программа оставляет "послевкусие" хорошей компьютерной игры с эффектом виртуальной реальности для тех, кто в душе остался мальчишкой, а в повседневной жизни стал неплохо образованным топ-менеджером солидной компании. Им ведь тоже иногда хочется вырваться из душного офиса, чтобы получить свою порцию романтики.

Между этими полюсами приютились "Марш-бросок" Руслана Зайнетдинова (канала ТВЦ) и "Военная программа" Александра Сладкова (канал "Россия"). "Марш-бросок", как и все вышеописанные программы, сделан в форме телевизионного журнала - всего понемногу. Обо всем рассказывается с одинаковой корректностью и профессиональной деловитостью: о стратегической авиации и двойственном положении офицеров, которые не могут заниматься воспитанием личного состава, так как провинившиеся сразу бегут жаловаться на командиров в Комитет солдатских матерей, о новой военной форме и лучших военных специалистах. А на закуску - музыка. Все в передаче хорошо и по делу, но несколько монотонно, не ярко. А телевидение этого не терпит. Чтобы передача произвела впечатление и запомнилась - необходимо зрителя удивить, шокировать или даже разозлить. Все средства хороши - лишь бы не стандартные. Передача должна быть зрелищем. Здесь его попытались заменить профессионализмом и явно проигрывают.

На канале "Россия" зрелище тоже не складывается, и, чтобы отличаться от конкурентов, там решили отказаться от формы телевизионного журнала. Ведущий в жанре очерков рассказывает о том, как сказывается на судьбах конкретных людей столкновение с армией и армейской жизнью. Получается галерея "лиц современной российской армии". Несмотря на явное желание автора программы показать то лучшее, что еще сохранилось в наших согражданах и что проявляется в сложных житейских ситуациях, которые всегда сопровождают армейские будни, "выставка" глаз не радует. Печально наблюдать за тем, как хорошие ребята мучительно борются с бедами, свалившимися на их головы из-за чьей-то глупости или безалаберность. Наверное, рассказывать обо всем этом с экрана ведущего телеканала очень полезно для дела - наши чиновники, государственные деятели и военные начальники становятся как-то особо энергичны после принародного "выноса сора из избы". Но у основной массы зрителей к подобным программ выработалась поразительная глухота. Можно, конечно, сказать, что это результат душевного очерствения вследствие пагубного влияния развлекательного телевидения. Но возможно, это просто инстинкт самосохранения: иной правды лучше и не знать.