Медиановости

24 января 2005 17:30

Больше, чем пресса

Среди всех 57 категорий рейтинга Rambler's Top 100 раздел "СМИ/Периодика" вот уже много лет сохраняет лидирующее положение по охвату аудитории и посещаемости. В середине декабря в этой категории было зарегистрировано 1678 ресурсов. В среднем популярность крупных сайтов медийного сектора Рунета за прошедшие пять лет возросла почти десятикратно.

До последнего года картина развития СМИ в Интернете была чрезвычайно простой. Основных игроков медийного рынка можно было разделить на три группы: пионеры Рунета (RBC.ru, Lenta.ru, Gazeta. ru), последователи (Ytro.ru, Dni.ru, Grani.ru, Strana.ru) и сайты традиционных СМИ (Izvestia.ru, Kp.ru, Ng.ru). Первым крупным онлайновым СМИ стало информагентство РБК. В августе 1998 года, когда для пользователей Рунета (общее число которых тогда не превышало миллиона человек) самой важной информацией стал курс доллара, популярность РБК была сравнима с популярностью крупнейших российских поисковых систем. Весна 1999 года стала началом успеха первых онлайновых газет Lenta.ru и Gazeta.ru. По мере роста числа последователей трафик категории "СМИ/Периодика" в Рунете постепенно дробился между все большим числом игроков, а доля лидеров потихоньку размывалась. Что же касается сайтов традиционных СМИ,то их звездным часом стал 2002 год, год их "второго рождения" - многие из них были созданы еще в 1997 году, но пребывали в своеобразном "летаргическом" сне. Однако уже с осени 2001 года сайты "Известий" и "Комсомольской правды" входят в десятку крупнейших сайтов категории "СМИ/Периодика". В то же время они так и не смогли занять ведущее место в новостном секторе Рунета.

Осень 2004 года стала непрерывным периодом президентских выборов - украинских, американских и абхазских, и в это богатое событиями время совокупная аудитория российских онлайн-медиа стабильно достигает полутора миллиона человек в день. В общем трафике Сети это составляет порядка 15%, но в дни громких событий эта доля сразу вырастает вдвое. Последний рекорд был зафиксирован счетчиком Тор 100 3 сентября этого года, когда во время событий в Беслане аудитория онлайновых СМИ превысила 1,8 миллиона человек, что составило почти половину всей суточной аудитории Рунета. Общая доля сайтов категории "СМИ/Периодика" в трафике Рунета составила более трети - 35%. Каждый третий посетитель Сети в этот момент подключался к интернету затем, чтобы прочитать последние известия из Северной Осетии.

"Двадцатка роста"1 за сентябрь 2004 года демонстрирует абсолютный триумф онлайн-СМИ. Пятнадцать из двадцати лидеров роста - это информационные Интернет-агентства, сайты газет и телеканалов или, как минимум, сборники новостных ссылок. В сентябре 2004 года практически все ведущие онлайновые СМИ установили рекорды по посещаемости и объему аудитории. Всего лишь пять лидеров роста сентября 2004 года не являются медиаресурсами.

К сожалению, такие скачки популярности обычно являются следствием крупных трагедий, и сентябрьские достижения не стали исключением - главной причиной стремительного роста аудитории онлайн-СМИ в начале осени стали события в Северной Осетии. Неудивительно, что десять онлайновых СМИ, входивших в "двадцатку роста" в августе 2004 года, удержались в ней и в сентябре. Вместе с тем в сентябре "двадцатка" пополнилась шестью "настоящими" новобранцами, которые вообще впервые вошли в число лидеров рейтинга. Что характерно, пять из них являются СМИ.

Вторая очевидная тенденция - расслоение онлайн-СМИ на два четко обозначенных уровня. Оба уровня устойчивы - на каждом из них находится не менее пяти проектов. При этом популярность сайтов-лидеров, находящихся на "верхнем" уровне, превосходит популярность сайтов "второго эшелона" в несколько раз, и нет ни одного сайта, который находился бы "в промежутке". Можно предположить, что в основе этих различий лежит сознательный выбор различных стратегий. Необходимо также отметить, что на протяжении последних лет число сайтов в категории "СМИ/ Периодика" практически не растет. Два этих фактора

- четкое расслоение и стабильное общее количество

- позволяют сделать вывод о том, что российская индустрия онлайн-СМИ вошла в стадию зрелости и поч ти окончательно кристаллизовалась.

В целом же можно констатировать, что вместо "тройки лидеров", которая была выделена среди Интернет-изданий, сегодня можно говорить уже о пяти лидирующих онлайн-СМИ. К РБК, Ленте.ру и Газете.ру уверенно присоединились Ytro.ru (дочерний проект РБК) и Newsru.com, один из осколков медиаимперии Гусинского. Фактически часть изданий "второго эшелона" догнала лидеров, тогда как бумажные издания пока не смогли осилить разрыв. Они продолжают наращивать усилия, что в целом способствует сохранению интриги в бесконечной "гонке с преследованием" информационного рынка в Сети.

Помимо роста аудитории, наблюдался и всплеск активности читателей. В дни катастроф они обращаются к онлайновым СМИ в среднем 12 раз в день, против обычных 8. При этом "волны", поднятые крупными событиями, не стихают месяцами.

В 2004 году заметно активизировались сайты ведущих телевизионных каналов. Разговоры об их неминуемом пришествии велись уже несколько лет, но только сейчас факт можно считать состоявшимся - в частности, после попадания сайта Вести.ру в сентябрьскую "двадцатку роста". Рост трафика ТВ-сайтов был почти двукратным, а аудитория сайтов "Первого канала" и программы "Вести" в отдельные дни превышает 50 тысяч человек. Правда, общий трафик категории "ТВ" рейтинга Rambler's Top 100 составляет пока немногим более процента от трафика Рунета, десятикратно уступая "СМИ/Периодике". Здесь повторяется эффект, замеченный ранее у онлайновых газет, - рост идет "с головы". В информационно насыщенные периоды аудитория и трафик лидеров растут опережающими темпами по сравнению со средним по категории.

Опережающий рост популярности телевизионных сайтов отражает одну из наметившихся в Рунете в 2003 году и усилившихся в 2004 году тенденций - распространение широкополосного доступа к Интернету (такого, как ADSL, выделенные линии, кабельный доступ) - как в частных квартирах, так и в Интернет-кафе. Процесс ускоряется наличием обратной связи - видеоматериалы, интерактивные сервисы являются сами по себе мощным стимулом "ускорения" Интернета и роста числа широкополосных подключений.

Эту тенденцию иллюстрируют рейтинги секторов российского Интернета по приросту доли в общей аудитории Рунета за 2003-2004 год. Важно отметить, что речь идет именно о доле аудитории. Средний рост аудитории всех категорий Рунета составил около 40%.

По объему общей аудитории Интернет-издания уверенно обошли газеты и практически все издающиеся в России журналы. Конечно, на печатном рынке еще осталось несколько изданий-лидеров, объем ежедневной аудитории которых делает суточный "тираж" онлайн-СМИ незначительным. Однако если сравнить тиражи газет с аудиториями порталов "большой тройки" (Rambler, Япс1ех и Mail.ru), то станет очевидно, что Интернет-издания уже начали затмевать печатные СМИ не только по роли в информационной системе и влиянию на умы, но также и по реальному объему аудитории. Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция в этом секторе будет такой же жесткой и сильной, как и на рынке бумажной прессы. Главной задачей является облегчение доступа к большим объемам информации и обогащение содержания изданий фотографиями и другим мультимедийным контентом.

1 "Двадцатка роста" составляется на основе данных старейшего российского счетчика Rambler's ToplOO и представляет собой рейтинг сайтов, аудитория которых сильнее всего выросла в течение последних 12 месяцев. При этом учитывается абсолютный, а не относительный прирост аудитории, то есть прирост в пользователях, а не в процентах. Новые проекты за год легко могут вырасти в несколько раз, при этом оставаясь сравнительно небольшими. При подготовке "двадцатки" не рассматриваются сайты, статистика которых не находится в открытом доступе, а также ресурсы, не участвующие в рейтинге Rambler's ToplOO. Кроме того, из рейтинга исключены собственные ресурсы Rambler.