Мнения
/ Интервью

2 февраля 2005 15:31

Геннадий Дягилев: "Сытый голодного не разумеет"

Нет, пожалуй, ни одного петербуржца, которого бы так или иначе не коснулся вопрос монетизации льгот. Даже если сам горожанин не относится ни к одной из льготных категорий граждан, у него есть родные и близкие, которых не обошла стороной новая социальная реформа. И сегодня на вопросы корреспондента портала Lenizdat.ru отвечает редактор СМИ, целевая аудитория которого – это основная масса льготников: пенсионеры, инвалиды, дети-сироты. Мы беседуем с главным редактором городской благотворительной газеты "Русский инвалид", советником губернатора Петербурга, членом президиума Общественного совета Петербурга Геннадием Васильевичем Дягилевым.

Lenizdat.ru: Как Вы относитесь к ситуации, возникшей с началом проведения реформы монетизации льгот?

Г.Дягилев Закон-то сам по себе хороший, но на сегодняшний день нет механизма его применения. Его приняли спонтанно, не знаю, кто кого и зачем подгонял, и некоторые статьи этого закона такие "сырые", что нет еще механизма, как претворять их в жизнь. Если бы наше правительство все законы выполняло так, как последний закон по выходным дням нового года, вот тогда бы у нас все законы работали в полной мере. А с монетизацией получилась такая неразбериха, что пришлось объяснять каждому льготнику, что это такое. Это нужно было бы сделать заранее, когда закон еще был не принят и находился на стадии разработки.

Lenizdat.ru: Чем же этот закон хорош?

Г.Дягилев Льготами же не все пользовались. Например, что касается транспорта. Большинство инвалидов сидят дома, и чтобы, скажем, колясочнику воспользоваться льготным проездом на транспорте, нужно еще несколько человек, чтобы его вынесли из квартиры. Но даже если он вышел из дома, наш транспорт не приспособлен для этой цели. Поэтому сегодня, когда инвалид-колясочник получает за транспортную льготу какие-то деньги, он может, допустим, прокатиться на такси или что-то приобрести.

Lenizdat.ru: Тем не менее, очень многие льготники хотели бы вернуть себе натуральные льготы.

Г.Дягилев Действительно, в основном, денежные компенсации, выгодны, в первую очередь, жителям отдаленных деревень, где бабушки и дедушки практически из своих деревень не выезжают. Они от своего дома дошли до сельского магазина, купили буханку хлеба и все. И им лишний рубль к пенсии – это прибыль. А вот те льготники, которые живут в городе, не могут же в одних стенах сидеть. Не говоря уже о школьниках и студентах… А детей-инвалидов вообще забыли. И никто о них даже и не вспомнил… Сейчас власти как раз и стремятся к тому, чтобы сделать компенсации адресными.

Lenizdat.ru: Когда эти стремления могут теоретически быть реализованы?

Г.Дягилев Мне кажется, это произойдет тогда, когда само правительство будет в шкуре этих льготников. А сейчас пока все выходит, как в русской поговорке: "сытый голодного не разумеет".

Lenizdat.ru: Транспортная проблема, пожалуй, сейчас одна из самых главных среди тех, которые связаны с монетизацией льгот. Как, по Вашему мнению, следовало бы ее разрешать?

Г.Дягилев Если бы льготникам дали компенсацию проезда, равную стоимости обычного единого проездного, не нужно было бы печатать лишние карточки, платить тому, кто их напечатает и раздаст, устраивать очереди. Если раздать всем льготникам по 600 рублей, мне кажется, затрат было бы меньше. А так - получит бабушка за 230 рублей льготный именной билет, но, если вдруг она, не дай Бог, заболеет, карточка не будет использоваться, и деньги пропадут зря. Кроме того, купив специальную карточку за 230 рублей, она еще должна носить с собой паспорт и пенсионное удостоверение и предъявлять кондукторам и контролерам, чтобы доказать, что это именно она и что она имеет право этой карточкой пользоваться. Снова унижение, снова какое-то недоверие. Если же этой бабушке дали бы 600 рублей, и она купила обычный единый проездной, он мог бы быть предоставлен членам семьи для того, чтобы они могли за теми же лекарствами для нее съездить. Так и транспортный вопрос был бы решен на 100 процентов, и никто бы на улицу не вышел.

Кроме того, стоит и еще одна проблема, которая сейчас уже должна разбираться. Раньше льготники имели 50%-ную скидку на оплату проезда на междугородном транспорте. С 1 октября по 15 мая не ограниченное количество раз льготник мог поехать, в любую точку России ехать за полцены. А инвалиды 1 группы имели право взять с собой еще и сопровождающего тоже с 50%-ной скидкой. Эту льготу сейчас отменили, что тоже многих коснется.

Lenizdat.ru: Вы сказали, что информирование населения о реформе было проведено неудачно. Как же, на Ваш взгляд, следовало бы доносить эту реформу до народа?

Г.Дягилев Во-первых, в самом начале, когда закон о монетизации только разрабатывался, нужно было обнародовать его проект через СМИ. Во-вторых, нужно было посоветоваться с общественными организациями ветеранов, инвалидов, блокадников, не только в сельской местности, но и в больших городах. Тогда бы не было такой ситуации, какая сейчас возникла, в основном, из-за того, что многие льготники, которые получали льготу в натуральном виде, а не в денежном, пока еще не понимают, что такое монетизация. Допустим, выплата в 450 рублей: что туда входит, какие остались льготы, сколько поездок можно совершить, сколько взять путевок и лекарств. Кстати, с перечнем лекарств тоже не все ясно. По закону должно быть более 1000 льготных наименований, а сейчас это всего лишь 300-400, и в основном вроде зеленки, йода и аспирина, а дорогостоящие лекарства еще не понятно, как будут продаваться.

Lenizdat.ru: Чиновники сегодня нередко обвиняют СМИ в разжигании конфликта народа и властей. Как вы к этому относитесь?

Г.Дягилев На мой взгляд, эти обвинения безосновательны. СМИ оказались поставлены перед фактом, так как народ уже вышел на улицы. СМИ не высасывают факты из пальца. И теперь – в новостях каждый день говорят, что или правительство опять обсуждает реформу, или круглые столы какие-то проходят, или власти проводят совещания по всем регионам. Все верно, но начинать публичные обсуждения надо было гораздо раньше и с участием прессы. Тогда бы пресса выводила полную информацию.

Lenizdat.ru: Но СМИ могут определенным образом подать информацию, что может послужить толчком к очередному народному выступлению, или намеренно накалять страсти…

Г.Дягилев Могут, и это, конечно, плохо. Не всегда все можно решить на улице. Нужно решать такие вопросы в стенах Законодательного собрания, в стенах Правительства, в стенах общественных организаций. Собрались бы эти же самые льготники в общественной организации, сформулировали свои предложения и разослали по вышестоящим инстанциям – мне кажется, пользы было бы больше. Ведь на акциях протеста получается то же самое: народ выходит на улицы, выдвигает делегатов, которые потом совещаются с органами власти. И я думаю, что это еще не предел для акций протеста, ведь на сегодняшний день пока еще сохранены льготы по электроэнергии, по квартплате, а на будущий год собираются лишить и их. Вот тогда еще посмотрим, что будет.

Lenizdat.ru: Могут ли СМИ помочь людям в сложившейся ситуации?

Г.Дягилев Конечно! Они могут помочь разобраться, что люди потеряли и что приобрели в результате реформы, ответить на вопросы, которые их волнуют. Складывается впечатление, что больше половины льготников не знакомы с положениями закона. Надо публиковать больше разъяснительных материалов в прессе, надо проводить публичные интервью и горячие линии, чтобы люди могли позвонить в прямой эфир и задать волнующий их вопрос, наверняка он будет волновать и многих других. Результативность интерактивных мероприятий доказывает тот факт, что в праздничную декаду января на горячую линию городского Комитета по труду и социальной защите населения позвонили свыше 20 тысяч человек.

Lenizdat.ru: А какие СМИ, на Ваш взгляд, могут внести наиболее ощутимый вклад – печатные, радио или телевидение?

Г.Дягилев Важны любые источники информации, но самые доступные для льготников все же радио и телевидение, поскольку пенсионеры, например, очень редко покупают газеты.

Lenizdat.ru: Каков Ваш прогноз разрешения ситуации на городском и федеральном уровне?

Г.Дягилев Сейчас федеральное правительство говорит, что для реализации этого закона есть все необходимые финансовые ресурсы. Если это действительно так, то, я думаю, что это будет сделано с умом, и, я думаю, льготники, которые сейчас недовольны, все-таки будут удовлетворены. Но для этого, мне кажется, и законодательным, и, прежде всего, исполнительным органам власти нужно еще очень многое сделать.

Lenizdat.ru: Вопрос в том, на что будут направлены эти финансовые ресурсы: на продолжение кампании по популяризации закона или на дополнительные выплаты льготникам?

Г.Дягилев Видимо, и на то, и на другое. Нашли ведь в Петербурге 230 рублей на компенсацию проезда. И сейчас говорят, что во втором квартале опять будет перерасчет. Тут хочешь – не хочешь, придется увеличивать эту сумму, потому что цены растут. Главное, чтобы надбавки к выплатам, заменяющим льготы, не опаздывали за инфляцией.

Вообще, раньше пенсионеры получали 120-130 рублей и платили, за все, чем пользовались, потому что покупательская способность той пенсии и сегодняшней пенсии – это день и ночь. В цивилизованных странах нигде практически льгот нет. Вы посмотрите на тех, кто к нам летом приезжает отдохнуть из-за рубежа. В основном ведь бабушки-дедушки, которые всю жизнь работали, а теперь они имеют право позволить себе посещать зарубежные страны, пользоваться туристическими путевками и жить, как нормальные люди. Поэтому, будь у меня возможность, я все льготы и льготные категории совсем бы отменил. Просто дал бы каждому пенсионеру и инвалиду достойную пенсию, хотя бы половину той, которую назначили сами себе депутаты Госдумы.