Медиановости

3 февраля 2005 15:28

Президент против ограничений прав СМИ. Без необходимости

Принятие закона о противодействии терроризму вновь откладывается, по крайней мере до марта. Президент России прислал в Госдуму письмо с возражениями по содержанию этого документа. В частности, он требует, чтобы федеральная антитеррористическая комиссия была подчинена ему, а не премьер-министру. Главу же, в которой журналистам запрещается самостоятельный сбор информации в зоне проведения контртеррористической операции, Путин предлагает из законопроекта вообще исключить. Впрочем, президент полагает, что "в случае необходимости" можно внести соответствующие изменения в закон о СМИ.

"Законопроект писался в спешке"

О том, что закон о противодействии терроризму, который Госдума должна была принять во втором чтении еще две недели назад, в реальности не будет принят раньше марта, сообщил глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев. В разговоре с журналистами он сослался на "особую сложность и уникальность закона", работа над которым "потребовала больше времени, чем можно было предположить". Напомним: законопроект о противодействии терроризму был внесен от имени спикера Госдумы Бориса Грызлова, группы депутатов и сенаторов. Один из номинальных авторов, зампред комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков, рассказал ГАЗЕТЕ, что "законопроект писался в большой спешке - нужна была реакция власти на события в Беслане". "Когда мы разрабатывали закон, специально отложили обсуждение самых спорных моментов до тех пор, пока документ не поступит в Думу", - напомнил сенатор.

На самом же деле законопроект был разработан в ФСБ при участии консультантов из МВД, Минюста и Генпрокуратуры. Он предусматривает создание дополнительной вертикали власти - антитеррористической. В масштабах страны главным координатором действий борцов с терроризмом будет выступать федеральная антитеррористическая комиссия (ФАК), возглавляемая премьер-министром. А в регионах за борьбу с терроризмом будут отвечать губернаторы и подчиненные им региональные антитеррористические комиссии. Помимо уже существующих двух правовых режимов, чрезвычайного положения и контртеррористической операции, вводится третий - режим террористической опасности. Он предусматривает повсеместную проверку документов, приостановление опасных производств, запрещение митингов, демонстраций и иных массовых мероприятий, ограничение движения пешеходов и автомобилей, а также дает право спецслужбам без получения необходимых ордеров прослушивать телефонные переговоры. Авторы законопроекта предлагают во время проведения контртеррористической операции значительно ограничить работу СМИ: журналистам будет запрещено самостоятельно добывать информацию - ее можно будет получать только у официальных представителей антитеррористического штаба по работе с прессой.

"Не несущий смысловой нагрузки"

Авторы законопроекта так увлеклись, что и не заметили, как влезли в полномочия президента, о чем сам глава государства недвусмысленно напомнил им в письме, направленном на имя спикера Госдумы Бориса Грызлова две недели назад. Президент предложил внести ко второму чтению поправки, по которым именно он будет определять, какой федеральный орган исполнительной власти уполномочен бороться с терроризмом. "Не ясно, какому органу госвласти будет подотчетна ФАК, каким образом будет финансироваться, каким статусом будут обладать ее работники", - говорится в письме. Президент рекомендует привести в соответствие с УК понятия "терроризм", "террористическая организация", "заложник", а термин "противодействие терроризму" исключить как "не несущий смысловой нагрузки".

По мнению президента, в законопроект необходимо внести статью, регламентирующую использование российских Вооруженных сил для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории России. А глава, где говорится об использовании Вооруженных сил при проведении антитеррористической операции, по мнению Верховного главнокомандующего, написана нечетко, содержит внутренние противоречия и нуждается в доработке. Что же до главы 29-й, где говорится, что формы и объем информации, предоставляемой СМИ в зоне проведения антитеррористической операции, определяет руководитель оперативного штаба, президентская сторона предлагает вовсе исключить ее из законопроекта. "В случае необходимости, - отмечено в письме, - эти отношения могут быть урегулированы путем внесения изменений в закон о СМИ".

"Все идеи мы отследить не можем"

В Госдуме с президентом согласны не во всем: авторы законопроекта надеются отстоять свою точку зрения. По словам Владимира Васильева, "во время проведения контртеррористической операции СМИ должны работать в особом режиме, тогда как ограничивать права СМИ при террористической опасности действительно не стоит". Васильев также признал, что встреча в управлении администрации президента, назначенная на следующей неделе для согласования положений законопроекта, будет сложной: "Мы будем выверять каждую деталь до запятой".

О том, что между думскими генералами и администрацией президента нет согласия относительно того, насколько надо "зажимать" СМИ и как организовывать "управление контртеррористической операцией", свидетельствует хотя бы тот факт, что представитель президента в Госдуме Александр Косопкин весь день говорил журналистам: "Ни письма президента, ни поправок по нашей вертикали не поступало". Он отказывался комментировать законопроект по существу, утверждая, что "на следующей неделе мы (администрация президента. - ГАЗЕТА) только приступим к обсуждению нашей позиции". Собеседник ГАЗЕТЫ в администрации президента утверждает, что на стадии написания законопроекта кремлевские эксперты участия не принимали: "Хотя большинство депутатов работает в "Единой России", все они со своими целями и идеями. Все идеи на стадии разработки мы, к сожалению, отследить не можем".

Получить комментарии от зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Анатолия Куликова, председателя рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению, ГАЗЕТЕ не удалось: в его аппарате заявили, что депутат принял решение воздержаться от комментариев, пока законопроект не будет принят во втором чтении. Это неудивительно, учитывая, что именно Куликов был автором положений, ограничивающих работу СМИ при введении режима террористической опасности.