Медиановости

16 февраля 2005 12:38

Кризис российской журналистики

Виктор Лошак напечатал в "Известиях" 15 февраля статью "Пластмассовые мальчики". Статья пронизана болью за состояние молодой журналистской поросли, которая, по мнению автора, слишком прагматична и непрофессиональна, очень примитивна в своих запросах ("получать "штуку баксов" и развлекаться"). Наверное, это очень плохо, хотя журналистику давно называют "второй древнейшей профессией". Но опыт нашей журналистики уникален в мире. Она всегда была не проституткой , а приживалкой и служанкой у власти. Просто сегодня власть маргинальна - в ней все, что должно уйти было в прошлое в прошлом веке (партхозноменклатура, кагэбэшнтки, функционеры от прислуживающих ту власть структур), изо всех сил цепляется за возможность оставаться на плаву и при власти, но журналистика привычно служит ей. Как всегда в СССР, не за страх, а за совесть. И молодняк научился у стариков.

А в результате, российская журналистика, если это журналистика, находится в глубочайшем кризисе. "Пластмассовые мальчики" - всего лишь малое отражение этого кризиса. Журналисты и руководители СМИ в массе своей уже давно не журналисты, а пропагандисты и агитаторы, и работают не в средствах массовой информации, а в государственных и контролируемых государством средствах массовой агитации и пропаганды - во всяких блокнотах агитатора, как бы они не назывались - РТР, НТВ, "Российская газета" или глянцевые "Итоги". Нет, конечно, есть исключения, но они просчитываются несколькими пальцами на руке. С волнением и надеждой слежу за "Известиями" - надеюсь на становление в ней информационной журналистики без крена в какую-нибудь политическую доктрину, кроме реализации демократических принципов в прессе, предполагающей достоверные социально востребованные факты на страницах газеты и самый широкий спектр комментариев к ним, предоставляющий возможность читателям делать осознанный, а не навязанный выбор своих предпочтений. Будет ли прок?

Давайте все-таки честно признаемся - наличие государственных СМИ в стране обеспечивает рано или поздно фактическую ликвидацию независимых от власти СМИ, потому что конкуренция в этом случае - недобросовестная, и власть с удовольствием поможет административным ресурсом прикормленным СМИ в конкурентной борьбе с независимыми СМИ. Мы это уже видели, когда прилюдно "спорили" хозяйствующие субъекты с неизменным результатом - ликвидацией независимых СМИ. А журналисты переходил после поражения независимых СМИ на госслужбу в государственные или контролируемые государством СМИ. А это же совсем другая профессия! Это - не журналистика!

Наши журналисты до сих пор не поняли разницы между журналистикой и госслужбой в государственных или контролируемых властью средствах массовой пропаганды и агитации. Более того, в журналистском сообществе и не стыдно служить государству агитатором и пропагандистом. Этим госслужащим предоставлены почетные места в союзе журналистов, который раболепно теперь просит ввести звание "заслуженный журналист России". И поэтому абсолютно естественно появление циничных и серых "пластмассовых мальчиков", которым мешают старики, привычно служащие власти как в СССР и не подпускающие их к проверенной кормушке.

Беда, что и негосударственная журналистика валится в пропагандистскую нишу, только с другой стороны.

Журналистское сообщество сейчас - это сообщество пропагандистов и агитаторов. За малым, но честным и талантливым исключением. Но ни эти исключения эталон для молодых. Для них эталон - успешные пропагандисты, мировоззрение которых следует за изгибами мировоззрения властей и сменяющихся партий власти.

И это очень печально. Это бесперспективно для демократизации России, ибо без свободной и независимой от власти прессы, без свободных и независимых журналистов не может быть демократии, а без демократии не может быть процветания страны и общества.

Но журналисты - это люди. И мы видим, что в массе своей - это трусливые рабы, готовые служить любой власти и не испытывают при этом никаких угрызений совести.