Медиановости

17 февраля 2005 14:54

Издательский рынок дошел "до ручки"

В ближайшие несколько лет на медиа-рынке ожидается реструктуризация активов и развитие новых сегментов.

Компания PricewaterhouseCoopers на прошлой неделе опубликовала доклад "Все, что вы хотели знать о СМИ".

В нем прогнозируется повышение активности на медийном рынке, в том числе по слияниям и поглощениям компаний. Число подобных сделок возрастет в 2005 г. на 14%. Притом, что в прошлом году многие игроки старались не совершать крупных сделок, выбирая средние компании, в ближайшей перспективе их интерес сосредоточится на издательской индустрии. В Европе пять из восьми сделок в медиа-секторе были заключены именно в этой сфере. Очевидно, что подобная ситуация развернется и на российском рынке. Об этом говорят как специалисты PricewaterhouseCoopers, так и участники издательского бизнеса.

По данным авторов доклада, сегодня издательская индустрия – наиболее активный сектор европейского рынка медиа: число сделок в этом сегменте возросло с 38 (2003 г.) до 51 (2004 г.). А пять из восьми сделок в прошлом году на общую сумму более 500 млн евро также были заключены именно в издательском секторе. В докладе PricewaterhouseCoopers также говорится о некоторых из них. В частности, компания Bureau van Dijk (Бельгия) выкупила менеджмент при поддержке инвестиционной компании Candover, а британская исследовательская компания Initiative Europe продана издательской фирме Incisive Media.

Сходная ситуация, разумеется с учетом местных реалий, развивается и на российском рынке. Как считает партнер отдела сопровождения сделок с капиталом московского офиса PricewaterhouseCoopers Вадим Храпун, в прошлом году отечественный медиа-рынок развивался довольно активно. В частности, заметные сделки проходили в сфере рекламного бизнеса, телевидения, радио и издательского сектора. "Несмотря на то что по объему зарубежных инвестиций российский медийный рынок пока что отстает от рынков других европейских стран, интерес к российским активам растет, – отмечает он в докладе. – Так, почти в половине всех совершенных сделок в 2004 г. покупателями выступили иностранные компании".

В 2005 г. Вадим Храпун прогнозирует реструктуризацию активов участников медиа-рынка России. Также, на его взгляд, ряд компаний вплотную займется покупкой региональных организаций. Останется в силе тренд по привлечению инвесторов и по размещению акций на фондовых рынках США и Великобритании. Соглашаются с прогнозами эксперта и участники рынка. В частности, по мнению директора по рекламе российского подразделения немецкого издательского дома Gruner+Jahr Дмитрия Лазарева, в среднесрочной перспективе следует ожидать консолидации рынка. "Ряд российских издательских домов сейчас ищет покупателей, в том числе западных, – прокомментировал он RBC daily. – Но ими может оказаться и инвестиционный фонд. Думаю, в ближайшее время получат развитие две тенденции. Во-первых, маленькие издательства будут либо продаваться, либо искать возможность привлечения средств для запуска новых проектов, поскольку работать на рынке, имея 1-2 журнала, становится трудно. Во-вторых, следует ожидать свертывания так называемых "спонсорских" проектов". По мнению г-на Лазарева, консолидация медиа-рынка сейчас идет и на западе. Например, Gruner+Jahr недавно приобрел издателя крупнейшего в Германии журнала о спорте с оборотом в 0,5 млрд евро Auto, Moto und Sport.

Что же касается дальнейших перспектив издательского рынка России, очевидно, что в дальнейшем будут выигрывать те проекты, которые ориентированы не столько на увеличение оборота, сколько на качество и необходимость продукта для рынка. "Российский рынок сейчас увлечен люксом, хотя основной для Европы сегмент cheap glossy до сих пор у нас не развит, – говорит Дмитрий Лазарев. – А он мог бы вместить еще с десяток журналов. Так что в ближайшие три-четыре года с рынка будут уходить слабейшие журналы, которые живут исключительно за счет рекламы и не получают доходов от подписки".