Медиановости

18 февраля 2005 15:18

Средства массовой информации - это прежде всего бизнес

Стремительное развитие группы компаний РБК не остановилось и в прошлом году - компания запустила несколько новых проектов. Причем прибыль компании увеличилась практически на 100 %. О том, каким образом компания достигла таких результатов, "НСМИ" рассказал генеральный директор группы компаний РБК Юрий Ровенский.

- Удалось ли РБК решить поставленные задачи, особенно в медийном бизнесе, в 2004 году?

- Задачи решить удалось. Мы представили несколько новых контентных проектов, проекты о недвижимости, проект продажи готового бизнеса. Только за 9 месяцев 2004 года совокупная выручка РБК возросла на 96 процентов. Прибыль за этот период составила 51,6 млн. Из них на медийный бизнес (РБК и РБК­ТВ) приходится около 69 процентов. Причем, медианаправление закрыло полугодие с ростом, который превосходил рост рынка. Это 53 процента. Этому способствовала, в том числе, и отмена налога на рекламу. Практически все наши рекламодатели за счет этих денег увеличили бюджеты. По итогам всего года цифры еще анализируются.

- Каким, по-вашему, был минувший год для медиабизнеса в целом?

- Главное, изменился, в лучшую сторону, рекламный рынок. Он стал более эластичен, рекламные бюджеты стали мобильными. Появление или отмирание СМИ достаточно быстро приводило к перераспределению бюджетов и их направлений. Это особенность 2004 года. Раньше крупные рекламодатели отличались более жестким планированием, и уход какого­либо рекламного носителя не приводил к перераспределению потока. Кроме этого, увеличилась емкость рекламного рынка.

В то же время, с точки зрения крупных игроков, все еще недостаточны существующие рекламные бюджеты. Это сильно сказывается на качестве продукта, особенно телевизионного.

Развитие телевизионного рынка сегодня сдерживает и качество коммуникаций. Особенно в Москве. Те аналоговые технологии, на которых работает "Мостелеком", не позволяют существенно увеличить число телевещателей. Необходимо значительно расширить перечень представляемых эфирных телеканалов. На мой взгляд, через некоторое время Москва неизбежно перейдет на цифровое вещание. Сам же рынок телевещания, скорее всего, повторит американский вариант - по принципу ухода в "нишевые" каналы. Это неизбежно с точки зрения географии России, ее федерального строения. Поэтому стоит ожидать появления специализированных каналов - для охотников и рыболовов, для любителей кулинарии и тому подобного. Этот процесс уже идет, и вопрос перераспределения бюджетов становится все более острым. Могу смело утверждать, что ближайшие 10­15 лет - это время развития кабельного телевидения. А Москва к этому давно готова благодаря колоссальным инвестициям в ее инфраструктуру.

- А что происходит с печатными СМИ?

- Продолжается тенденция на их консолидацию и укрупнение, начавшаяся в 2002 году. Во­первых, практически все СМИ идут по пути формирования издательских домов. На рынке участились "поглощения" и заметно упрочение позиций тех, кто объединен в издательские дома. Логика происходящего понятна - это возможность экономить на затратах, использовать единую команду для решения разнохарактерных задач, усилить позиции с точки зрения рейтинговых показателей.

Во­вторых, активно заработал механизм развития так называемых "приложений к изданиям". Например, в том же "Коммерсанте". Он активно предлагает приложения, потому что любой, в том числе и деловой, прессе не хватает глянца, столь важного для рекламодателя. Это шаг прессы навстречу тем требованиям, которые выдвигает рынок. Отсюда и вышеупомянутые мобильные перераспределения бюджетов: уважаемое издание предложило новый печатный рекламный носитель и это, соответственно, получило отклик.

Кстати сказать, среди таких приложений хватает и мусора - вроде журналов­однодневок, конкретно нацеленных на то, чтобы просто собрать какие­то деньги или подзаработать их на политике. Но этого не избежать. При любых изменениях.

- Вы не собираетесь что­то печатать?

- Наша главная задача - вывести на окупаемость телевизионный проект. Это не исключает изучения нами печатного рынка. Но сегодня я не готов объявить, что РБК идет в сегмент печатных СМИ.

- А если пойдете? Будете покупать или создавать?

- Это все зависит от конъюнктуры рынка. Кроме того, возникни у нас такое желание, потребуется и желание продавца. О том, что продается какое­то издание, которое могло бы заинтересовать РБК, как и о том, что есть какое­то издание, которое очень хочет, чтобы его купило РБК, мне пока не известно. Но рынок есть рынок, если такие предложения появятся - добро пожаловать, мы готовы обсуждать условия сделок. Любые средства массовой информации - это прежде всего бизнес, и они должны жить по его законам.

- Кстати о законах, сейчас много спорят о том, каким должен быть закон о СМИ. Что вы об этом думаете?

- Тема, действительно, на слуху, особенно в связи с известными исками к издательскому дому "КоммерсантЪ" и к "Московской правде". Все становится на свои места, когда наступает понимание того, о чем я только что говорил. По­моему, этот закон должен более четко выстроить взаимоотношения между СМИ и государством и, главное, четко определить место СМИ в деловой сфере. Конкретное СМИ может поддерживаться государством, если оно выполняет информативную, просветительскую, аналитическую или образовательную функции в интересах государственной политики. Здесь могут быть какие­то льготные условия кредитов, поддержка, связанная с уменьшением налогов, и так далее. А вот, к примеру, снижение налога на рекламу принципиально важно для всех, поскольку рекламные деньги являются основой для существования негосударственных СМИ.

К сожалению, даже после этого снижения нельзя надеяться на то, что предприятия мгновенно увеличат свои рекламные бюджеты. На сегодняшний день рынок рекламы сложился только для потребительских товаров, там, где реклама является откровенным двигателем торговли. Корпоративную, имиджевую, социальную рекламу можно пересчитать по пальцам. В России еще не сложилась культура потребления такой информации, в компаниях не понимают, для чего это нужно.

- А как вы относитесь к высказываниям о необходимости контролировать интернет? Ведь для РБК это значимая часть поля деятельности?

- Дискуссия о регулировании интернета - долгоиграющая пластинка. На сегодняшний день есть одна альтернатива: либо интернет существует в таком виде, в каком существует, либо развитие идет по пути Северной Кореи, где интернет есть, но больше похож на телеграфное сообщение между объединенными в локальную сеть компьютерами.

Интернет - сложившаяся система, уничтожать или заменять его сегодня бессмысленно и невозможно. С точки зрения регулирования, все достаточно просто. Говорят: интернет - это "беспредел". Но в чем? В том, что, например, сайт РБК имеет более 300 тысяч уникальных посетителей в день? Или в том, что мы работаем не в пределах Садового кольца, а на всей территории России? В том, что нас читают за рубежом? Нет, конечно. "Беспредел" в том, что в интернете появляются порносайты, призывы к национальной розни. Как это регулировать? Сейчас средством массовой информации признается только то, что имеет определенные признаки (аудитория, тираж и так далее). Вот как только мы проведем аналогии между реальной и виртуальной жизнью, все встанет на свои места. Если у нас появится закон, действительно регулирующий деятельность СМИ, то все СМИ должны будут жить в соответствии с ним. И не важно, печатные они или онлайновые.

- У РБК несколько премий. Для чего они вам?

- Наши коммуникативные направления сегодня включают премии "Компания года", "Бренд года" и "Персона года". Все эти проекты позволяют привлекать значительные спонсорские средства. Например, благодаря "Бренду года" расширяется аудитория компаний, работающих с РБК на рынке потребительских товаров.

Почему мы пытаемся расширить сферу общественного признания? Да потому, что разнообразие в принципах определения лауреатов, коммерческая ангажированность мероприятий подобного типа смущают. Отличие наших премий от различных проектов издательских домов, ассоциаций, газет, журналов и прочего в том, что это премии общественного признания: РБК выступает в качестве организатора, а решение о выдвижении и награждении принимает экспертный совет, объединяющий представителей разных общественных формаций.

- Не собирается ли РБК выходить на зарубежные рынки?

- В первом полугодии 2005 года мы будем выпускать депозитарные расписки. Основная задача - повышение ликвидности, более активная работа с зарубежными инвесторами. Это будет внебиржевое размещение.

- А потом - на западные биржи?

- Пока экономической целесообразности в этом нет. Несоразмерно велики затраты на подготовку и обслуживание этой процедуры. Хотя не исключено, что такая возможность появится - при определенном количественном росте компании.

Юрий Ровенский - генеральный директор РИА "РосБизнесКонсалтинг"

Родился 16 июня 1969 года в городе Армавире Краснодарского края. В 1991 году окончил с отличием коммерческий факультет Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Обучался в Гарвардской бизнесґшколе (курс "Маркетинг и финансовый анализ"), Лондонской школе экономики и политических наук (курс "Управление в государственном секторе"). В 1991 году – в магистратуре Университета города Гронинген, Нидерланды.

Повышал квалификацию во Франции, Германии, Японии, Южной Корее по программам управления бизнесом. Доктор экономических наук, профессор, членґкорреспондент Российской академии экономических наук и предпринимательской деятельности. Работал директором департамента международного сотрудничества в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, экспертом Мирового банка, в структурах Российского союза промышленников и предпринимателей, советником председателя Государственной инвестиционной корпорации, генеральным директором ОАО "Юниверс ОнґЛайн". С сентября 2000 г. – генеральный директор РИА "РосБизнесКонсалтинг".