Медиановости

21 февраля 2005 16:14

Трудности перевода

На этой неделе на газетном рынке произошло важное событие. Так получилось, что именно газета "Известия" к этому событию оказалась причастна. С понедельника мы можем считать нашу страну приобщенной к мировому издательскому бизнесу. По понедельникам газета "Известия" будет выходить с вкладкой "Нью-Йорк таймс" на английском языке. Она будет цветной, как почти вся газета "Известия". Американцы уже давно ведут эту экспансию на весь мир, вкладка выходит в 17 странах. В Англии она выходит в "Дейли телеграф", в Испании — в "Эль Паис", во Франции — в "Ле Монд".

Объем "Нью-Йорк таймс" в "Известиях" составит 12 полос, полосы — это дайджест материалов американского издания на неделю. Делать ее будут в США, а газете, как сообщило ее руководство, нужно будет всего лишь "заранее отправить туда рекламные модули". Чтобы нас не упрекали в предвзятости, не буду распространяться на тему рекламных модулей, которых в газете "Известия практически нет. Интересно другое: все 12 цветных полос вкладки будут не просто готовиться в США, но и печататься на английском языке. По моим подозрениям, далеко не все читатели газет "Коммерсант" и "Ведомости" хорошо владеют английским языком, тем более сомнительно, что аудитория газеты "Известия" жить не может без англоязычной вкладки.

Надо признать, что даже в странах Западной Европы, где с языками у читателей газет все намного лучше, к американским газетам относятся с иронией. Во Франции, например, даже ходит такая шутка: как узнать, что сейчас четверг? Во всех помойках валяется "Нью-Йорк таймс". Французы, известные нелюбители всего английского и тем более американского, наотрез отказываются читать это бесплатное приложение. Вопрос в том, зачем газете "Известия", которой нужно, скорее, думать о насущном (например, об увеличении количества пресловутых рекламных модулей), понадобилась американская вкладка?

Есть следующий слух. В администрации президента долго думали, что же делать с газетой "Известия", и придумали сделать ее альтернативой газеты "Коммерсант". То есть в меру оппозиционной, вернее, подконтрольно-оппозиционной. "Коммерсант" и его акционер Борис Березовский давно никому не нравятся, но сдаваться они не хотят, многомиллионные иски выплачивают и при каждом удобном случае придираются к линии партии. Закрыть газету будет довольно сложно, намного проще ее растворить. "Известия" могут оттянуть на себя часть коммерсантовской аудитории, и тогда эффект того, что Березовский "там у себя пишет", будет совсем другим.

Задача понятна. Как ее осуществить? "Коммерсант" читают молодые и не очень, но, как правило, деловые люди, есть там коечто и для их жен, но в общей сложности уклон газеты, скорее, в экономику. "Известия" читают в основном люди более старшего возраста и пенсионеры, и уклон тут всегда был в общественные темы. Как привлечь молодых и деловых? Конечно, наличием 12 полос английского текста. Уверена, что среднестатистический человек старше 50 (если он, конечно, не преподаватель иняза) испугается такого ноу-хау, газету где-нибудь оставит лежать, и хорошо, если в тот момент ее там найдет молодой деловой мужчина от 25 до 45. Хорошо еще, если этот же мужчина имеет свободное время на чтение 12 полос и хорошо владеет английским, а также не имеет доступа в Интернет, где газету "Нью-Йорк таймс" можно при желании читать каждый день, а не раз в неделю.

В любом случае, для "Известий" это смелый шаг и один из возможных пиар-ходов. Но начать, может быть, следовало с другого. В "Коммерсанте" деловой блок занимает всю третью тетрадку. Тут есть просто деловые новости, есть две полосы экономики и финансов, есть две полосы компаний и две полосы рынков, есть полоса тенденций и макроэкономики. В "Известиях" всего три полосы под названием "Деньги", и читать там деловой аудитории практически нечего. Даже если все это перевести на английский.

О том, как еще привлечь аудиторию, думают не только серьезные газеты, но и желтые. Ежедневная газета "Жизнь", выходящая тиражом в 2 млн. экземпляров, никак не может остановиться. Там тоже появилась вкладка, только не английская, а телевизионная. И тут надо отдать должное профессионализму и деловому подходу делающих это издание людей. Теперь, когда в "Жизни" будет еще и программа передач, нескольким миллионам ее читателей другая пресса будет точно не нужна. Ведь толстый номер "Комсомолки" стал популярен в том числе и благодаря бесплатной ТВпрограмме. А рецепт, как известно, простой: сначала стань популярным, а потом начнут давать интервью Владислав Сурков и Сергей Иванов. Ведь не смущает же их соседство с Филиппом Киркоровым, подавшимся в монастырь, и рассказами а-ля "мальчик упал в пруд, и его воспитали раки".