Медиановости

21 февраля 2005 16:42

Телетеатр одного министра

В российском информационном пространстве новая мода. Министерства и ведомства вдруг скопом озаботились созданием собственных телевизионных проектов и даже телеканалов. Всех опередило Министерство обороны: на этой неделе должен начать работу военно-патриотический канал "Звезда".

Формы организации телевидения в нашей стране все последние годы служат хорошими индикаторами ее политического устройства. Проще говоря, какая власть — такое и телевидение. Тем интереснее наблюдать за последними веяниями телемоды в сравнении их с предыдущими.

Олигархическое телевидение

Сначала были олигархи. Современная история отечественного телевидения (в СССР оно было просто партийным) начинается с прихода к власти Бориса Ельцина и проходит под знаком крупного бизнеса. На телевидение пришли миллионеры и владельцы монополий: Борис Березовский (ОРТ и ТВ-6), Владимир Гусинский (НТВ и ТНТ), Вагит Алекперов (REN TV, ТВ-6, Ml), Альфа-банк (СТС), Анатолий Чубайс (купивший у Алекперова REN TV), Юрий Лужков, в качестве мужа самой богатой женщины России (ТВЦ, "Столица").

"За такой заинтересованностью в собственном телевидении стоит философско-психологический синдром, — считает президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. — Этот синдром уходит корнями в глубины подсознания и истории. Вот, например, для князей, богатых помещиков в царской России признаком статуса и влияния был свой театр. У графа Шереметева по статусу должна была быть актриса Параша Жемчугова. Теперь театры иметь не модно, надо газету, футбольную команду или телеканал. Это атрибут власти и средство влияния".

Началом эпохи олигархического телевидения можно считать получение Владимиром Гусинским метровой частоты НТВ за поддержку Ельцина на выборах. Ее концом стала история с одиннадцатью олигархами, финансировавшими канал ТВС. Проект развалился через полгода, так и не успев начаться. И это было закономерно: новый президент и последовавшая смена элит привели к переделу на телевизионном рынке.

Олигархическое телевидение забавно было смотреть: шли информационные войны, рождались звезды-убийцы политических конкурентов…

Конечно, олигархи не ушли с телевидения вовсе — их роль изменилась. Бизнес на телевидении остался, но влиять и использовать его в своих целях практически перестал. Максимум что сейчас могут позволить себе руководители "Газпрома" (51% акций НТВ, ТНТ) — дать интервью каналу или попросить снять репортаж про новый путепровод. Руководители "Еврофинанса" (блокирующий пакет НТВ, ТНТ, вероятный покупатель REN TV) в частой беседе заявили, что не хотят идеологически влиять на свой медиа-бизнес. И Альфа-банк пока остается в телевизионном бизнесе (блокирующий пакет СТС, M1), но постоянно декларирует, что для него это всего лишь одна из возможностей выгодного размещения капитала. Практически единственным бизнесменом, влияющим на телевидение, остался совладелец Межпромбанка Сергей Пугачев. Он упорно пытается сделать из Третьего канала канал информационный, патриотический и православный одновременно.

Полпредское телевидение

Создавая новые государственные структуры и приближая к себе новых людей, власть каждый раз дает им повод заняться телевидением. Первый срок Владимира Путина ознаменовался созданием и укреплением новой партии власти и появлением института полпредов. "После того как были назначены полномочные представители президента, — считает президент HAT Эдуард Сагалаев, — появилась мода на окружные федеральные каналы". Так, был создан окружной телеканал "СибТВ", вещающий на значительной части Сибирского федерального округа, окружной уральский телеканал "Ермак".

Генеральный директор АНО "Интерньюс" Манана Асламазян считает, что появление мэрских, губернаторских и полпредских каналов вредит здоровому телевизионному бизнесу: "Деятельность окружных или городских каналов почти всегда контролирует местный начальник".

Возросшее влияние и бесспорная поддержка партии "Единая Россия" привели Бориса Грызлова к амбициозной идее создания собственного партийного телеканала. Он обратился с просьбой к Юрию Лужкову предоставить для этого московскую кабельную сеть: "Партии необходимо напрямую обращаться к народу". Идея эта одобрения не получила, и было принято решение создать партийную газету, что в сжатые сроки и сделал депутат Валерий Комиссаров.

У Совета Федерации своя телекомпания уже есть, называется она "Регион".

Чиновничье телевидение

Второй срок Владимира Путина начался историей провала административной реформы. Бюрократических структур стало еще больше, их работники почувствовали еще большую ответственность за судьбы Родины и тоже захотели напрямую общаться с народом. Так неудачная реформа породила новую телевизионную моду — на министерские каналы.

Об этом говорит глава Федерального агентства по печати Михаил Сеславинский: "Есть ощущение, что поднялась очередная волна модного течения на собственное телевидение. На этот раз, в отличие от обычного бизнеса, это может стать затратной и неэффективной госсистемой. Хотелось бы, чтобы эта волна улеглась сама собой".

Но министерства настроены серьезно. Год назад тендер на дециметровую частоту выиграло Министерство обороны с концепцией телеканала "Звезда". Министр Сергей Иванов обещал, что этот первый военно-патриотический телеканал начнет вещание на Москву и область в тестовом режиме уже с 20 февраля. "Мы хотим, чтобы этот канал смотрели и ветераны, и молодежь, но больше всего мы хотели бы, чтобы канал был ориентирован на мужскую аудиторию", — заявил министр обороны.Реклама, по словам Иванова, на военно-патриотическом телеканале тоже будет, но только отечественных товаропроизводителей, "преимущественно в области военной промышленности". Следует понимать, что рекламировать будут автоматы Калашникова и зенитно-ракетные комплексы.

"Для того чтобы организовать телевизионную сеть, которая охватывала хотя бы треть населения страны, нужно минимум $50 млн., — считает Эдуард Сагалаев. — То есть вместо того, чтобы отдавать в бюджет средства, вырученные за продажу самолетов, Минобороны перераспределит их на телевидение. Смешно говорить о капитализации такого канала".

"Я абсолютно не уверена, что телеканал Минобороны должен быть эфирным, — говорит Манана Асламазян. — В США Пентагон тоже запустил свой канал, но он транслируется через спутник в воинские части — предназначен для военных. Если этот канал заинтересует обычного, никак не связанного с армией американца, ему придется специально на него подписываться".

Не успело Министерство обороны добиться получения своего телеканала, как с такой же инициативой выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. "Интернет, на наш взгляд, не дает того объема знаний, количества и качества образования, которые может дать телеканал. Мы выступили с инициативой его создания. Сейчас этот вопрос рассматривается в различных ведомствах", — сообщил министр. Теоретически такой телеканал уже существует — это "Школьник-ТВ". Не хватает ему только статуса телекомпании министерства и бюджетного финансирования.

О желании создать свой телеканал говорят и другие министерства и ведомства. "Особенный интерес к телевидению проявляли Минздрав и Минсельхоз. У обоих министерств существуют свои проекты на телевидении", — сообщили источники в Федеральном агентстве по печати. Отдельные программы чиновники уже производят. Минсельхоз — на канале "Россия" — программу "Колоссальное хозяйство". МЧС готовит к выходу на Первом канале программу "Экстренный вызов". Своя телестудия есть и у Министерства внутренних дел. МНС в январе в очередной раз запустило тестовое вещание своего ведомственного канала через спутник. И председатель Совета судей России Юрий Сидоренко тоже хочет свое телевидение: "Такой канал необходим, чтобы не только критика звучала в адрес судей". Религиозные деятели тоже ратуют за свой канал. Иными словами, велика вероятность того, что мы получим чиновничье телевидение на всех каналах. Министры начнут массово становиться ведущими и соведущими (опыт есть), появятся ток-шоу про подъем зяби или новую конструкцию полосы препятствий. Одно утешает: количество модных претендентов гораздо больше числа каналов. Может, соискатели и не договорятся.

***

Примерный план общественного договора по организации ТВ

Чтобы всем хватило частот, надо претендентов спарить. "Профиль" предлагает сделать это следующим образом:

1) Спортивно-православный канал.

Так как спорт — это здоровье нации, а православие — религия большинства;

2) Информационно-патриотический.

Так как серьезный информационный телеканал уже давно подготовлен ВГТРК, а министр обороны слишком серьезно настроен;

3) Детско-парламентский.

Так как дети — наше будущее, а парламент — настоящее;

4) Образовательно-музыкальный.

Просто уроки лучше делать под музыку;

5) Оздоровительно-культурный.

Так как только повышение культуры общества позволит эффективно бороться с эпидемиями СПИДа, гриппа и туберкулеза;

6) Аграрно-спасательный.

Так как сельское хозяйство у нас уже давно зона бедствия.