Медиановости

25 февраля 2005 16:08

"Спорт" пошел в атаку

В ближайшее время отечественный телерынок ждут серьезные перемены.

На этот раз "возмутителем спокойствия" становится телеканал "Спорт", в последнее время демонстрирующий устойчивый рост рейтингов. Уже сегодня "Спорт" опережает по уровню зрительского интереса некоторые "метровые" телевизионные каналы.

Дело дошло до того, что отдельные регионы начинают вкладывать собственные средства в развитие вещания этого телеканала. "Регионы просят самостоятельно, за свой счет, открыть у себя вещание нашего канала", - сообщил корреспонденту "РГ" главный редактор телеканала "Спорт" Василий Кикнадзе.

Российская газета: "Спорт" - канал совсем молодой. Летом ему исполнится два года. Что же нужно было сделать, чтобы он за столь короткий срок приобрел такую популярность?

Василий Кикнадзе: Ничего особенного в этом нет, обычная работа. Если подробнее, то тут есть несколько моментов. Мы заметно расширили географию распространения нашего канала. Улучшается качество работы передатчика, что тоже увеличивает аудиторию. Сконцентрировали на канале достаточно серьезный пакет рейтинговых видов спорта. Я думаю, что практически не осталось проектов, которые могли бы еще усилить программное насыщение канала. Есть и еще один важный момент. Когда наши спортсмены выигрывают, всем хорошо - и зрителям, и каналу, и, естественно, самим спортсменам. Собственно говоря, рейтинги, которые так вас удивили, отражают очень удачный для нас всех период: в это время проходил открытый чемпионат Австралии по теннису, где выиграл Марат Сафин. Рейтингов добавил и чемпионат Европы по фигурному катанию...

РГ: Но, наверное, бывает и так, что показатели зрительского интереса меняются достаточно резко и не всегда в лучшую сторону?

Кикнадзе: Бывает, конечно. Но тут важно планирование эфиров. Например, исходя из опыта прошлого года, мы можем прогнозировать, какие недели окажутся проблемными, и уже сейчас заранее думаем, каким программным продуктом их можно поддержать. Более того, мы не только собираемся показывать соревнования, но и будем участвовать в формировании их программ.

РГ: По-моему, на ТВ такого еще никогда не было. Этим же всегда занималось спортивное начальство.

Кикнадзе: Оно и занимается. Никто не покушается на прерогативы тех же спортивных федераций. Однако, учитывая интересы аудитории и самого канала, мы собираемся предлагать федерациям передвигать сроки их мероприятий. Допустим, мы просим немного сместить календарь чемпионата России...

РГ: По какому виду спорта?

Кикнадзе: По разным видам... Это переговорный процесс, и мне бы не хотелось раскрывать все подробности нашей "кухни". Но один конкретный пример можно привести - наш с вами, то есть с "Российской газетой", совместный проект. Он посвящен развитию бильярда. Мы постараемся выбирать сроки турниров, которые будем совместно с вами проводить таким образом, чтобы максимально поддержать сетку вещания. Кстати, бильярд - весьма рейтинговый продукт. Многие смотрят с удовольствием, особенно финальные соревнования.

РГ: Вы говорите, что все рейтинговые виды спорта сейчас сгруппированы в рамках канала - хоккей, футбол, фигурное катание. А есть ли какие-то "экзотические", что ли, но тем не менее рейтинговые виды спорта, которым вы также собираетесь выделять эфир?

Кикнадзе: Не знаю, можно ли считать бильярд экзотическим видом спорта, но его по ТВ действительно стали показывать сравнительно недавно. Так вот, я думаю, что первое и единственное чудо, с точки зрения рейтингов, - оно нас действительно потрясло - бильярд. Мы не ожидали, что так много окажется у него телеболельщиков. С тех пор подобных потрясений больше не было.

РГ: Трансляции соревнований - коллизии на спортивной площадке, фиксация успеха или поражения - это всегда вызывает бурю эмоций. Но не менее интересно и то, как этот успех достигнут, то, что, как правило, остается за кадром. Такие программы ведь у вас тоже есть. Они пользуются популярностью?

Кикнадзе: К сожалению, не очень. Страна горячо приветствует именно трансляции. Они по рейтингам в два, три раза выше тематических программ. Хотя такие передачи необходимы хотя бы потому, что они поддерживают интерес к трансляции. А в том, что касается любопытных и неизвестных моментов в спорте, у нас, например, есть блестящая программа "Дополнительное время". Там действительно все хорошо: и телевизионное исполнение, и знание спорта, и умение найти тему.

Конечно, мы знаем, какие программы и виды спорта дают нам стабильный рейтинг, но этот самый рейтинг - штука весьма инертная, тяжело раскачиваемая. Поэтому его надо методично наращивать. Мы сейчас идем чуть с опережением графика. Чуть лучше, чем сами планировали.

РГ: Может быть, на ситуацию влияет то, что у канала на сегодняшний день просто нет серьезных конкурентов?

Кикнадзе: Это что, констатация факта? Но начинали-то мы в совсем другой ситуации, когда как раз были конкуренты, причем на "открытых" каналах. Это сейчас с нами действительно тяжело конкурировать: мы тематический канал, хорошо знаем свою аудиторию, понимаем, как строить коммерческую политику. Однако трансляции некоторых крупнейших спортивных соревнований по-прежнему остаются прерогативой центральных каналов. Мы могли бы попытаться "увести" их на свой канал, но это было бы не в интересах аудитории. Все-таки мы охватываем около пятидесяти миллионов зрителей, а в нашей стране их, как известно, значительно больше.

РГ: Наверное, это разумный компромисс...

Кикнадзе: Дело не в компромиссах. Просто некоторые соревнования мы можем освещать подробнее, шире, качественнее, ресурс тематического канала это позволяет. Достаточно вспомнить недавние летние Олимпийские игры. Думаю, что и в дальнейшем мы будем претендовать на максимальное представление Олимпийских игр в полном объеме.

РГ: Понятно, Олимпиада - это первоклассное шоу. Сотни миллионов болельщиков, зрителей. Но у вас ведь есть программы и о спорте массовом, непрофессиональном. Насколько такие программы интересны зрителю?

Кикнадзе: В прошлом году мы выяснили совершенно феноменальную вещь: массовый спорт - синоним рейтингового продукта. Опять же привожу пример: "Лыжня России" дала нам очень хорошие цифры, и теперь мы относимся к ней без малейшей благотворительности. Мы понимаем, что это просто обычный хороший телевизионный продукт, который надо ставить в эфир и который будут смотреть. В прошлом году мы по полной программе показали финал "Золотой шайбы": в прямом эфире, все три возраста, с нашими основными комментаторами, так, как показываем взрослых. В этом году, естественно, покажем снова. Мы запустили сейчас программу "Вести - Спорт. Местное время", которая в Москве вообще на сто процентов посвящена массовому спорту. Четырнадцать наших региональных партнеров делают аналогичную программу у себя. И делают неплохо.

РГ: Последнее время спорта на ТВ стало больше. Что тому причиной - социальный или, скорее, политический заказ?

Кикнадзе: Думаю, и тот, и другой. Вот сейчас, перед вашим приходом, я читал письма из регионов с просьбой разрешить самостоятельно, за свой счет, открыть у себя вещание канала "Спорт". Это может означать только две вещи: либо этого хочет губернатор, либо требует население.

Я бы сказал, что заказ на спорт формируется несколькими путями. Наша страна "возвращается в спорт". Причем не только в спорт профессиональный, но и, что особенно замечательно, в спорт массовый. Это широкий, социальный спрос. Заказ, направляемый сверху, - политический, естественным образом востребован на самых разных уровнях. Такие идеи, как здоровье нации, отказ от наркотиков, обращение к здоровому образу жизни, казалось бы, уже набили оскомину. Но от этого они ведь не перестают быть злободневными, принципиально важными для будущего страны. Так что это - хорошая политика. Она нравится нам и, главное, она по душе нашим зрителям. Есть регионы, где по тем или иным обстоятельствам прекращалось вещание канала. Так вот, люди выходили на улицу с требованием вернуть его.

РГ: Вы можете привести факты?

Кикнадзе: Конечно. К примеру, Омск. 31-го декабря позапрошлого года наш коммерческий партнер прекратил там вещание. Через три дня на улицах - митинг. Лозунг: "Верните канал!" На следующий день нам позвонили из администрации губернатора Полежаева и от его имени пригласили в Омск. В кратчайшие сроки нам была предоставлена частота. И вот уже год мы благополучно вещаем там. Более того, наше сотрудничество развивается настолько успешно, что Омская область готова самостоятельно взять на себя продвижение нашего канала в малые населенные пункты - деревни, поселки. Это очень серьезное, дорогостоящее предложение. Я думаю, что ни один отечественный канал таких предложений не получал, а у нас это не единственный случай.