Медиановости

2 марта 2005 12:16

Александр Соколов: Не разрешаю дочери включать телевизор

Пора спасать моральный климат общества, убежден министр культуры и массовых коммуникаций России.

Почти год прошел с нашей предыдущей встречи. Тогда только назначенный министром культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов о большинстве проблем говорил: планирую заняться...

- Александр Сергеевич, кое-кто считает, что многие люди искусства привыкли сидеть на шее у государства...

- Безусловно, рыночные механизмы - серьезный ресурс. Но важно не выплеснуть вместе с водой и ребенка. Есть такие фундаментальные области культуры, которые без государственной поддержки просто погибнут. К примеру, академический репертуарный театр.

- Два года назад получили президентские гранты крупные музыкальные коллективы. Год назад президент Путин рекомендовал распространить поддержку на ведущие драмтеатры, фольклорные ансамбли...

- Ее действительно получили хор имени Пятницкого, оркестр народных инструментов имени Осипова, театр народного танца Игоря Моисеева, ансамбль "Березка"... Но это не значит, что "сняты с довольствия" те, кто удостоился поддержки прежде. Сейчас ищется альтернативная форма их финансирования, чтобы не допустить утраты набранного коллективами потенциала.

- Если взять, к примеру, Большой театр, то выражение "набранный потенциал" подходит, как мне кажется, с существенными оговорками. Работа вроде и кипит, но как-то без царя в голове, без генеральной линии. Вот поставили "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича - прекрасно. Но почему нужно было обязательно приглашать немецкого дирижера, который, возможно, чудесный музыкант, но, во-первых, он не дирижировал прежде этим сочинением и, во-вторых, ни слова не знает по-русски. Не оттого ли и певцы поют так, что долго теряешься в догадках: на каком языке идет спектакль?

- Что до художественных проблем - вот пример объективного препятствия, стоящего передо мной как перед министром. Эти вопросы отданы на откуп Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которым руководит Михаил Ефимович Швыдкой. Как частное лицо, как искусствовед я общался с руководством Большого и имею представление о его, так сказать, траектории полета. В чем-то она убеждает, в чем-то внушает тревогу - например, за судьбу богатейшего творческого наследства, оставленного здесь балетмейстером Юрием Григоровичем. Эксперимент - хорошо, но не должно нарушаться равновесие между ним и академическими устоями Большого, которые при нынешнем составе руководства, похоже, дают трещину. Но вмешиваться в решение кадровых вопросов я тоже не имею права...

- Что нового в судьбе перемещенных культурных ценностей?

- Мы здесь вышли на принципиально новый уровень. Раньше министерство занималось отдельными, порой произвольно вычлененными из контекста общенациональных интересов вопросами, причем зачастую кулуарно. Помните, какую бурю эмоций в обществе вызвало неожиданное заявление тогдашнего руководства Минкультуры о намерении передать Балдинскую коллекцию Германии 29 марта 2003 года! Теперь росчерком пера министра ничего решаться не будет. Заново сформирован Межведомственный совет по вопросам о перемещенных в годы второй мировой войны ценностях. Мнение его ляжет в основу приказа министерства, постановления правительства или специального закона Совета Федерации - в зависимости от значимости принимаемого решения. Создано и несколько совместных российско-германских рабочих групп, изучающих претензии Германии, в том числе по Балдинской коллекции. Работа носит открытый характер и решения будут приниматься коллегиально.

- Но Анхальтскую коллекцию серебра мы, кажется, все-таки отдаем. Не станет ли это прецедентом - дескать, на Россию надо давить, тогда она пойдет на уступки?..

- "Огорчу" тех, кто так думает. Передача Анхальтской коллекции - не реституция в привычном понимании. Герцог Анхальт-Саксонский - антифашист, участвовавший в спасении советских военнопленных и за это брошенный Гитлером в концлагерь Дахау, а впоследствии ставший уже узником НКВД и скончавшийся в том же концлагере. Этот благородный во всех смыслах человек был посмертно реабилитирован нашей Генеральной прокуратурой как жертва сталинских репрессий, и решение возвратить коллекцию наследникам - в чистом виде выполнение российского законодательства, да просто акт человеческой справедливости.

- После принятия осенью Закона о приватизации памятников культуры уже есть положительные и отрицательные примеры его применения. Но боюсь, последних - больше: взять хоть историю с усадьбой Николо-Урюпино, превращенной Владимиром Брынцаловым в "новорусский" дворец...

- Да, поскольку Брынцалов не выполнил обязательств по исторической реконструкции, усадьба была у него изъята, оказалась фактически бесхозной и сгорела. Тревожный симптом: есть основания полагать, что пожар - не случайный, такое нередко происходит с обветшавшими памятниками, находящимися на привлекательном для застройщиков месте. Как противостоять этой волне разрушений? Мы должны завершить уже начатую разработку документа, где четко определяются обязательства лица, берущегося опекать памятник. Думаю, памятники в хорошем состоянии вообще нет смысла приватизировать, их куда выгоднее сдавать в аренду.

- Сохранение независимых СМИ - важное условие демократии. Но одно дело - конструктивная критика, другое - ерничанье и смакование чернухи, захлестнувшие многие издания.

- Тема чрезвычайно болезненная. Скажу просто как отец: я не разрешаю младшей дочери (она только что пошла в школу) самостоятельно, без присутствия взрослых, включать телевизор... К сожалению, со многими СМИ ситуация малоуправляемая. Поймите правильно: речь вовсе не о министерских амбициях и не о возврате к приказному порядку управления прессой, тем более к цензуре. Но нужен авторитетный орган - что-то вроде совета журналистской чести, таковые существуют в крупнейших корпорациях демократических стран - Би-би-си, Си-эн-эн...

- А на что рассчитывать тем, кого оскорбляет разгул пошлости в так называемом телевизионном шоу-бизнесе? Взять тот же "Аншлаг", о котором зашел разговор на недавнем заседании правительства.

- Тут две стороны. Можно рассуждать о художественном (хотя, на мой взгляд, столь высокое слово к подобным программам трудно применимо) качестве - "тех" или "не тех" артистов пригласили, "те" или "не те" песни исполнили... Но это лишь поверхность, а истинная суть и цель таких передач - далеко за пределами искусства: мы имеем дело с циничной коммерцией. За тем же "Аншлагом" стоит определенный финансовый фонд со своими меркантильными интересами, куда подъем общественных вкусов, ручаюсь вам, не вписывается. Единственный выход, который вижу, - развертывание широкой дискуссии и формирование общественного мнения.

- Александр Сергеевич, что все-таки произошло на том заседании правительства, где у вас, судя по материалам СМИ, возникла острая словесная дуэль с министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу?

- Я бы хотел отвести, может быть, и лестное для меня сравнение с широким спектром литературных героев, от Дон Кихота до Чацкого, к которому прибегло, комментируя событие, телевидение. На самом деле состоялась очень содержательная дискуссия, но ничего этого не было показано - выхватили лишь "сенсационный" эпизод в самом начале заседания с действительно не вполне выдержанным высказыванием г-на Шойгу о работе нашего министерства. Думаю, он был тогда не совсем прав, поскольку его компетенция распространяется на совершенно другие - спору нет, крайне важные - сферы жизни. И как человек очень достойный он, наверное, тоже сделал для себя такой вывод, потому что слишком уж тонкие материи мы обсуждали, чтобы использовать те приемы речи, к которым он прибег.

- То есть перчатку никто из вас потом другому не бросал?

- Мы с Сергеем Кужугетовичем находимся в нормальном контакте. Недавно обсуждали, как совместными усилиями вести патриотическое воспитание... Прямая задача Министерства культуры - поддержание музеев и мемориальных комплексов. Начиная с музея Великой Отечественной на Поклонной горе. Он запущен донельзя...

- Недавно был на Северном Кавказе, и тронуло, что многие памятники советским солдатам находятся в хорошем состоянии: ведь, казалось бы, сегодняшние беды "затенили" собой ту трагедию и тот подвиг...

- Это очень важно - люди через воспоминания возвращаются ко времени, когда все были вместе и сражались с общим врагом. Это наша нравственная опора. Во все эпохи дети играли в войну - так начиналось естественное воспитание защитников Отечества. Ужасно другое: в последние годы наши дети все реже играют в войну, они теперь играют в бандитов, то есть морально готовы повернуть оружие против жителей собственной же улицы, города, страны. Наша задача - возродить, с учетом сегодняшнего тинейджерского сознания, эстетику такого непростого жанра, как, например, военно-приключенческий фильм. В этом контексте очевидна наивность подхода Госдумы к проблемам показа экстремальных ситуаций на экране. Здесь нужен не запрет, а вдумчивое разграничение между искусством, преследующим гуманные нравственные цели, и неискусством, смакующим жестокость.

- Не скучаете по спокойному, если сравнивать с министерским, кабинету ректора Московской консерватории?

- Как профессор, заведующий кафедрой теории музыки, я родной вуз и не покидал. Обсуждение научных трудов, лекционный курс, работа с учениками - это моя среда обитания.

- Ну а просто яркие впечатления последних месяцев?

- Открытие театра "Ла Скала" после реконструкции. Мне это было тем более любопытно, что сейчас готовится реконструкция Мариинского театра в Петербурге. Но наш архитектурный проект гораздо смелее - через канал от старой Мариинки будет конструктивистское здание со стеклянными стенами, однако как раз контраст, на мой взгляд, дело и спасает. Правда, большая проблема - транспорт: трамвай сняли, от ближайшей станции метро идти не меньше 20 минут, а проводить подземку прямо к Театральной площади крайне сложно. Это уж я знаю как коренной ленинградец, да и мама моя, художник по металлу, для питерского метро работала, ее канделябры на двух станциях стоят. Там грунты очень плывучие, надо уходить далеко вглубь...