Медиановости

4 марта 2005 14:27

Под лаской плюшевого пледа

Никакой политики, только развлечения - таков основной закон успеха современного ТВ. Таким будет и новый канал - "Домашний".

Новый телеканал начинает вещание 6 марта, накануне женского праздника. В московском диапазоне он займет место телеканала M1, кроме того, программы новой телесети можно будет увидеть на 40% территории страны. Так, по крайней мере, утверждает его владелец-компания "СТС Медиа", которой также принадлежит канал СТС.

Владельцы "Домашнего" не скрывают, что для них телеканал - исключительно бизнес-проект. Это третья - наиболее популярная нынче - модель отечественного ТВ. К первой относятся наполовину государственный Первый и полностью государственная "Россия"; перед ними стоит высокая задача разъяснения населению политики "партии и правительства". Ко второй - REN TV и отчасти НТВ; за ними закрепился имидж телевизионной фронды. Третьи же - в стороне, у них просто нет информационно-политического вещания. Они идут иным путем: не пытаются формировать сознание, "сеять разумное, доброе, вечное" или воспитывать патриотизм, а зарабатывают деньги, удовлетворяя зрительские интересы. Просто развлекать спокойнее и выгоднее, взять хотя бы СТС, ТНТ или "MTV Россия". Об их успешности можно судить уже по обилию рекламы в эфире.

"Телевидение, развлекательное ли оно или нет, - это бизнес. А потому и делать его нужно, руководствуясь соображениями зарабатывания денег. Появление в России таких телеканалов - это общемировая тенденция, - говорит гендиректор "MTV Россия" Леонид Юргелас. - В стране есть хорошие возможности открывать тематические каналы, которые могут приносить прибыль, особенно в условиях растущего рекламного рынка". По мнению Юргеласа, телевидение- бизнес однозначно выгодный, чистая прибыль каждого из каналов исчисляется десятками миллионов долларов.

Впрочем, Александр Роднянский, президент "СТС Медиа" и гендиректор каналов СТС и "Домашний", утверждает, что телевидение - не самое лучшее место для вложения капитала. "Телевизионный бизнес - это сложная игра, в которой могут добиваться успеха лишь единичные компании и люди, - говорит Роднянский. - На практике значительно больше примеров потерянных инвестиций и упущенных возможностей". Сложность этого бизнеса еще и в том, что ярко выраженный спрос отсутствует. "Здесь аудитория не знает, чего она хочет, и не формулирует явно свои пожелания, - утверждает телебосс. - Увидеть, что витает в воздухе, могут только немногие профессионалы".

Действительно, менеджеров, способных управлять телевидением для достижения коммерческого успеха, в России не так много - такие кадры у нас раньше не требовались. "Толковый менеджер может успешно работать и на телевидении: управление коммерческим каналом в целом сходно с управлением любым другим бизнесом", - напоминает Леонид Юргелас тезис, озвученный несколько лет назад его коллегой, гендиректором ТНТ Романом Петренко. Сегодня успешные коммерческие каналы возглавляют, как правило, руководители, пришедшие из совсем другого бизнеса: тот же Петренко, например, до прихода на ТВ был большим 6оссом в компании Mars.

А вот уход телеканалов от политики Александр Роднянский не склонен объяснять "желанием избежать рисков или убежать от ответственности за судьбу Родины". "Значительная часть зрителей не заинтересована в политическом информационном вещании, - считает Роднянский. - Такова реальность: тиражи политических и деловых газет с таблоидами несопоставимы. СТС, "Домашний", ТНТ и прочие каналы, которые еще будут появляться, - это честная работа для зрителя, который заинтересован во внятном разговоре на интересующие его темы. Но ни в коем случае не антитеза информационному телевидению".

Поскольку владельцев "СТС Медиа" - Альфа-банк и медиакомпанию Modern Times Group, - как это декларируется, инструменты политического влияния не интересуют, когда решили создавать новый канал, двух мнений не было - только развлекательный. Ставку сделали на женщин в возрасте от 25 до 60 лет-это больше трети всех активных зрителей.

Прекрасный пол вообще для телебизнеса привлекательнее. Во-первых, женщин в России на 10 млн. больше, чем мужчин. Из них более 60% - домохозяйки. Кроме того, бюджетом в семье в подавляющем большинстве распоряжается женщина. Прекрасный пол смотрит телевизор на 15-20% больше, 41-м представители остальных демографических групп. Более того, понятие прайм-тайм для женщин-домохозяек это не только вечер, но и день. Наконец, канал для представительниц прекрасного пола будет отлично дополнять молодежную аудиторию СТС.

"Слово "домашний" четко определяет, как происходит отбор программ, поясняет название руководство канала. – Это телевидение, построенное, прежде всего на программах утилитарных, полезных, ведущих конкретный разговор на предметном уровне - о том, как построим, и обустроить дом, отремонтировать квартиру, как вкусно приготовить обед, как ухаживать за собой и детьми, как следить за растениями-иными словами, как справляться с ежедневными многочисленными бытовыми проблемами".

На ноги канал "Домашний" поднимает команда нынешнего СТС: очевидны сходные маркетинговые решения, правда, не столь агрессивные. Уже смотрят с рекламных плакатов на пассажиров метро и наземного транспорта ведущие нового канала, оформленного по-домашнему в шотландскую клетку. Тоже, кстати, заранее просчитанный ход: если СТС для привлечения молодого зрителя одевали в броскую ярко-оранжевую цветовую гамму, то "Домашний" укутали в мягкий плед, цвета спокойные и ненавязчивые. Мол, включайте наш канал, залезайте под наш теплый плед и смотрите, не напрягаясь. Денег на перекупку звезд у других каналов не тратили. Ведущими прямого эфира канала "Домашний", который займет значительную часть вещания СТС, будут: Елена Ищеева - белая половина "Принципа домино", Татьяна Плотникова - бывшая утренняя ведущая ТВЦ и НТВ, Вадим Тихомиров - лишающийся с закрытием M1 работы ведущий утренней программы "Будь готов!". Их задача - создать нужную атмосферу, нести разговор с гостями и зрителями, настраивать их на просмотр того или иного фильма, сериала или программы. Словом, растягивать используемую на других телеканалах форму дневного эфира для домохозяек на полные сутки. В числе ведущих программ тоже есть знакомые: "лицо" закрытых ныне "Путешествий натуралиста" Павел Любимцев, бывший телеведущий НТВ и актер Михаил Полицеймако, создатель программы "Графоман" Александр Шаталов. Актриса Клена Дробышева представит на канале собственное ток-шоу. На "Домашнем" готовят новые проекты трое ведущих СТС: Настя Чухрай, Саша Вертинская и Тата Строгая.

Фильмы на "Домашнем" намерены показывать исключительно отечественные - на них, собственно, и держался рейтинг M1, - но в новой красивой упаковке: как эксклюзивное предложение, золотой фонд нашего кинематографа. Сериалы – импортные - намерены отбирать в соответствии с характером аудитории канала, но без "замыливания" эфира латиноамериканским продуктом.

Сергей Васильев, гендиректор группы компаний "Видео Интернешнл", продающей рекламное время на телеканалах, считает, что с коммерческой точки зрения создание канала для женщин – шаг беспроигрышный. "На рынке есть два абсолютных лидера - Первый канал и "Россия". Догнать их невозможно - для этого нужно инвестировать уже не десятки миллионов долларов, а миллиарды, - говорит Васильев. - В такой ситуации бизнес на телевидении можно делать, только создавая специализированные каналы". Реклама на 2005 г. на "Домашнем" была продана еще задолго до запуска. N