Мнения
/ Интервью

8 марта 2005 14:14

Потому что на девять девчонок…

В непростой, и нередко опасной профессии журналиста сегодня очень немного мужчин, а специальность "Журналистика" не пользуется большой популярностью у юношей-абитуриентов. По статистике факультета журналистики СПбГУ, на 9 девчонок там приходится не более одного парня. Что это – традиционный уклад или веяние нового времени? Как отразится "феминизация" СМИ на читательской активности? На эти и другие вопросы отвечает декан факультета журналистики СПбГУ, главный редактор журнала "PR-диалог" Марина Шишкина.

Lenizdat.ru: Процент женщин-журналистов, в том числе и на руководящих постах, постоянно растет. Как Вы думаете, что привлекает их в этой профессии?

Марина Шишкина: Женщины имеют возможность реализоваться в этой профессии, получить ключевые посты, поэтому они активно в ней реализуются. Профессия творческая, интересная, динамическая, и сами женщины сегодня динамический народ.

Lenizdat.ru: Почему же тогда все меньше мужчин идет в журналистику? Почему все меньше студентов-юношей на факультете журналистики СПбГУ?

М.Шишкина: На мой взгляд, их не становится меньше, их вообще немного – сколько 10 лет назад было, столько и осталось. Журналистика – это гуманитарная специальность, а "недобор" мужчин характерен для всех гуманитарных специальностей. Может быть, это еще связано с тем, что, поскольку они не хотят идти в армию, они часто уже в школе выбирают тот вуз, который им гарантирует поступление, например, при сдаче ранних, предварительных экзамены. И, соответственно, юноши боятся рисковать поступать в вузы, которые не представляют такой возможности.

Lenizdat.ru: Как Ваши подчиненные-мужчины относятся к тому, что ими руководит женщина?

М.Шишкина: Для меня никогда не существовало гендерной проблемы. Я на себе лично никогда не испытывала никакого мужского "геноцида". Может быть, он был какой-то "внутренний", но я таких проявлений не видела, поэтому, когда мне начинают говорить об ущемленных правах женщин, для меня эта тема незнакома.

С другой стороны, есть проблема, связанная с тем, наверное, как ощущают себя мужчины, у которых женщина-руководитель. Я думаю, что все-таки в этом есть определенная специфика, потому что женщина более эмоциональна, она подвержена сменам настроения, у нее есть свои принципы, критерии, точки отсчета. И я очень благодарна своим подчиненным-мужчинам, которые на протяжении стольких лет терпят это.

Lenizdat.ru: А с женщинами Вам легче или сложнее?

М.Шишкина: У меня все зависит от того, какой человек. Если он умеет работать, если он понимает работу в команде, принципы менеджмента управления, свое место и перспективу роста, мне абсолютно все равно, с кем работать. Нет у меня этой гендерной проблемы.

Lenizdat.ru: Петербург, на Ваш взгляд, особенный город в плане "женской" журналистики или он следует неким общим тенденциям?

М.Шишкина: Наверное, это общая тенденция. В Петербурге женщины просто немножечко другие. Мне часто приходится бывать в Москве и в других городах, и петербургские женщины отличаются от других. Они элегантнее, они хорошо одеты, они эстетичные, они следят за собой. Они выделяются на фоне многих городов, и, прежде всего, Москвы, да не обидятся на меня москвички. Я часто бываю в столице и обратила внимание, что не то, чтобы женщины там небрежны по отношению к своему внешнему виду, просто они спокойно относятся к тому, как они одеты, для них работа – главное. Петербургская женщина не такая, на нее всегда можно полюбоваться, и это мне нравится.

Lenizdat.ru: Многие СМИ с общественно-политической и социальной тематикой сейчас становятся все более "феминизированными" в плане подачи материала и ориентации на женскую аудиторию. Как, по Вашему, это отразится на развитии журналистики в дальнейшем?

М.Шишкина: Это конъюнктурный момент, момент промоушна, я глубоко уверена. Женщины очень активно читают, соответственно, они – потенциальный потребитель, та аудитория, которая это купит, поэтому это грамотно сделано с точки зрения продвижения товара, уверяю вас. И в этом нет никакой специфики Москвы или Петербурга, просто женщины – более активная часть общества и часть, активно принимающая решения в каких-либо предпочтениях: в выборе покупки, например, в формировании вкуса, моды, поэтому с ней надо активнее работать.

Lenizdat.ru: Вы не боитесь, что таким образом можно потерять читателей-мужчин и, соответственно, может свестись к минимуму освещение некоторых тем?

М.Шишкина: Нет, и здесь я бы роль только СМИ не преувеличивала. Это зависит от многих вещей: от общей культуры, от воспитания, от мотивации, которая становится приоритетной в обществе. Но надо отметить, что у нас мало нормальных качественных общественно-политических изданий вне зависимости от того, кто их читает. Вот в чем дело.

А чисто женский журнал, конечно же, и не должен писать ни о высокой политике, ни о высоком спорте. Естественно, что женские журналы будут в основном рассчитаны на темы взаимоотношения полов, любви, ряда сентиментальных вещей, потребительских товаров, которыми женщина пользуется.

Lenizdat.ru: Весной все пробуждается и обновляется после зимы. Планирует ли журнал "PR-диалог" какие-либо изменения, новые проекты?

М.Шишкина: Да, мы поменяли менеджмент, у нас появились новые сотрудники, мы думаем о формате, открываем новые темы. В частности, новый номер будет посвящен коммуникациям в инвестиционной сфере. Вопрос, как повысить инвестиционную привлекательность любого хозяйствующего субъекта, очень важен для нашей страны.

Lenizdat.ru: Что бы вы пожелали коллегам-женщинам?

М.Шишкина: Традиционно: очень хорошего настроения, удачи, исполнения всех желаний, любви, чтобы все радовало – дети, родители, близкие, работа. И чтобы у женщин была возможность отдыхать: я хочу, чтобы все они высыпались. Когда женщина выспавшаяся – она довольная и все у нее хорошо.