Медиановости

10 марта 2005 14:37

"Метро" в метро не для среднего класса

"Деловой Петербург" и "Метро" разошлись во взглядах на отечественный "средний класс".

4 марта на сайте газеты "Деловой Петербург" была опубликована статья "Средний класс "пересадили" на метро", в которой рассказывалось о развитии газеты "Метро" в Санкт-Петербурге.

В целом материал вполне соответствует современной ситуации на медиарынке Петербурга, где "Метро" занимает одну из лидирующих позиций. Однако взгляд "ДП" на российский "средний класс" безвозвратно устарел. Цитируем "ДП": "Любопытно, что система распространения "Метро" не предполагает близкого контакта со "средним классом". Газета распространятся на станциях метрополитена, которым, скорее всего, "средний класс" как раз и не пользуется". Выходит, что, по мнению "Делового Петербурга", в питерской подземке ездят только социальные иждивенцы и олигархи. К какому социальному классу "ДП" относит миллионы людей, которые ежедневно добираются на работу с помощью метрополитена остается неясным.

Газета "Метро",  опровергая мнение "Делового Петербурга", считает "средний класс" своей основной аудиторией (55,5% читателей "Метро" по данным Comcon SPb относятся к "среднему классу"). К примеру, по данным TNS Gallup (при аудитории газеты "Метро" в Санкт-Петербурге, насчитывающей более 413 тыс. человек) количество читателей "Метро", в семье которых есть автомобиль, составляет около 29%:

- 1 автомобиль – 103 тыс. чел.

- 2 автомобиля – 12,4 тыс. чел.

- 3 автомобиля – 3,5 тыс. чел.

Прагматичные подходы, привычные для европейцев, все больше входят и в жизнь петербуржцев. Использование метрополитена для поездок не является критерием оценки материального благополучия и определения принадлежности к социальному классу. Все больше людей относятся ко времени, как к ценнейшему ресурсу и стараются расходовать его рационально, меняя автомобильные пробки на пунктуальность и быстроту подземки.

Принадлежность к "среднему классу" определяет не наличие автомобиля, а целый ряд критериев, среди которых социально-профессиональный статус, материальный статус, самоидентификация. Необходимо также отметить, что "средний класс" не является монолитным, а состоит как минимум из трех страт (социальных слоев) – "низший средний", "средний средний" и "высший средний". Причем основными потребителями массовых товаров и услуг являются "низший" и "средний" "средние классы", что делает их ценной аудиторией рекламных воздействий.

Мнение о том, что к российскому "среднему классу" относятся владельцы среднеценовых иномарок, типа Wolkswagen или Audi, определяющих время по часам Rolex и предпочитающих традиционным русским напиткам коньяк Hennesy, довольно активно продвигалось в середине 90-х. Наиболее известны исследования Romir monitoring и журнала "Эксперт". Указанные исследования отвечали прежде всего интересам изданий B2B, убеждавших своих рекламодателей, что "средний класс" читает издания исключительно формата B2B. С тех пор прошло достаточно времени, чтобы наступила ясность. Реальный "средний класс" получил право на существование в России, как класс социально и экономически активных людей, являющихся опорой гражданского общества. И хотя спекуляции на тему отечественного "среднего класса" все еще встречаются, заинтересованный специалист имеет возможность составить вполне достоверную картину.