Мнения
/ Интервью

10 марта 2005 16:22

"Я не вижу развития института независимой прессы"

Lenizdat.ru продолжает знакомить читателей с первыми лицами петербургской журналистики. Сегодня на вопросы портала отвечает главный редактор газеты "Новости Петербурга" Владимир Кузнецов.

Lenizdat.ru: Застали ли Вы советский стиль работы в журналистике?

Владимир Кузнецов: Да, в то время, когда в 1991-м году начал работать в газете "Ленинградская правда". На самом деле за 1,5 месяца до моего прихода газета поменяла название и стала "Санкт-Петербургскими ведомостями", тем не менее, смена вывески не сменила стиля работы. Это по-прежнему была официальная газета города.

В газете существовала жесткая иерархия власти, любой текст журналиста проходил правку (как литературно-редакторскую, так и цензурную). Прежде, чем попасть на полосу, текст вычитывался как минимум (не включая корректуру) четырьмя редакторами (отдела, выпускающим, дежурным, заместителем главного редактора и/или главным редактором. У каждого из редакторов были, понятное дело, свои редакторские правки и, порой, вышедший в газете текст, был просто неузнаваем. Причем, не только стилистически, но и по своему смыслу и содержанию. Впрочем, это случалось не каждый раз, и, как правило, не с моими текстами.

Lenizdat.ru: Чувствовали ли Вы себя тогда свободным журналистом? Какова была в то время ситуация со свободой слова? Приведите примеры зажима свободы слова в тогдашние времена.

В.Кузнецов: Я, на самом деле, фактически никогда не ощущал давления в этом плане. То есть, конечно, происходили какие-то истории, но настолько незначительные, что они даже не запоминались. Возможно, это было связано еще и с тем, что в те времена я писал о музыке, об эстраде, моде. И мои тексты вообще никогда не касались политики. В те времена, в отличие от последних лет, я был совершенно аполитичен.

Lenizdat.ru: Чем Вас привлекла работа в музыкальной журналистике, которой вы посвятили немалую часть своего творческого пути?

В.Кузнецов: Наверное, в большей степени как раз таки своей свободой. В "Ленправде" до моего появления в этой газете, до полосы "Звездопад" формата А-2, которую я делал целиком, никто никогда не уделял внимания проблемам молодежной культуры и досуга, музыки, ночной жизни и т.п. Редактора, прямо скажем, были просто некомпетентны в этих вопросах. А потому мои тексты претерпевали только легкую стилистическую редакторскую правку. Подбор же тем и персонажей был исключительно моей прерогативой. В этой нише я был абсолютно свободен и, по сути, вне конкуренции. Тогда музыкальная рубрика была только в "Смене" у Михаила Садчикова, но тиражи наших газет были несопоставимы.  Да и подача текстов и героев у нас были совершенно разными. Я весьма быстро стал узнаваем, регулярно появлялся не телеэкране, стал получать премии, и чего, греха таить, купался в этом. Этим работа музыкального журналиста и привлекала.

Lenizdat.ru:Была ли вехой для вас работа в "Петербург-Экспрессе"?  Вам не было стыдно, когда газета выходила на желтых страницах? Или быть шеф-редатором бульварной газеты – это особый шик? Вызов окружающим?

В.Кузнецов: Да, конечно, работа в "ПЭ" стала определенной вехой. Во-первых, хотя бы потому, что в "Экспресс" я пришел уже редактором. В "Санкт-Петербургских ведомостях" я был корреспондентом. Во-вторых, это был новый опыт работы. В "ПЭ" по понятным причинам не было и следа наследия советской журналистики. Это было современное, коммерческое издание.

А желтые страницы – да чего же стыдиться? Напротив, это было очень необычно, свежо и интересно.

Lenizdat.ru: Что, на Ваш взгляд, является так называемой "качественной" журналистикой, что – "желтой прессой", бульварной журналистикой? Какие СМИ, с Вашей точки зрения, относятся к этим группам?

В.Кузнецов: Для меня все эти деления на "качественную" и "желтую" прессу весьма условны. И уж совсем непонятна терминология. Совершенно очевидно, что так называемая "качественная" пресса или "белая" может быть очень даже некачественной. Примеров можно привести массу. Я, тем не менее, воздержусь от каких-либо упоминаний конкретных изданий по этическим причинам. А  вообще, сегодня, по сути, все издания находятся в одной группе. Просто кто-то в большей степени таблоид, кто-то в меньшей (вне зависимости от формата). Я, конечно, сейчас не принимаю во внимание всевозможные цветные "клубнички", поскольку это все-таки не СМИ.

Lenizdat.ru:Вы работали в пресс-службе Смольного. Что чувствует журналист, оказываясь в среде чиновников и обслуживая их? Не было желания взять все и бросить? Вернуться в газетный мир?

В.Кузнецов: Я человек очень гибкий, хорошо трансформирующийся. Имею в виду, конечно, не свои принципы и взгляды, а свою способность работать в разных коллективах и в разных условиях. Работа в пресс-службе губернатора была, по большому счету, очень близка к работе в газете. Я сам писал тексты, редактировал тексты своих сотрудников (я был начальником редакционно-издательского отдела Управления информации). Мне эта работа (особенно в течение первого года) была очень интересна. Я узнавал новых людей (ранее мне недоступных), бывал в местах, куда прежде никогда бы не смог попасть. Это была хорошая практика…

Lenizdat.ru:Какими Вы видите задачи "Новостей Петербурга" на ближайшее время и на перспективу? Как будет развиваться  газета?

В.Кузнецов: Газета будет развиваться как информационно-развлекательное издание.

Еженедельное издание не может быть новостным, потому события, которыми мы освещаем, отбираются самые, на наш взгляд, интересные для читателя и те, которые мы смогли отработать со всех сторон. То есть, мы подаем не столько новость (это удел электронных СМИ), сколько событие, которое "обсасываем" со всех сторон.

В газете появилась политика, но она не доминирует, и "НП" все равно нельзя назвать общественно-политическим изданием. Мы – информационно-развлекательная газета. На этом стоять будем. Наряду с социалкой, политикой, спортом и городскими событиями мы предлагаем нашему читателю и так называемый "желтый" блок: светская хроника, интервью с артистами,  рецензии на новые фильмы, спектакли и вернисажи, психологические практикумы, "чтивные" истории из жизни, материалы для любителей животных и цветоводов, гороскопы, кроссворды, ТВ-программа и так далее.

Lenizdat.ru: Каким Вы видите развитие независимой прессы в Петербурге: будут ее удушать или все больше газет будет критиковать решения власти?

В.Кузнецов: Здесь перспективы, увы, нам всем, увы, размыты и весьма туманны, если не сказать – грустны.

Хотя, с другой стороны, когда 7 сентября после событий в Беслане в "НП" вышел мой текст "Праздник закончился, едва начавшись, потому что случилась война", в котором  я, быть может, эмоционально, но предельно негативно и жестко оценил действия-бездействие Кремля и лично Путина, я в течение определенного времени ожидал увольнения. Но я по-прежнему главный редактор. На газету, ни со стороны Смольного, ни со стороны Кремля (притом, что мой материал был опубликован или процитирован на нескольких Интернет-порталах), никаких санкций не последовало. Тем не менее, уверен, что все это произошло только благодаря тому, что на тот момент власть "не уследила", была ориентирована, прежде всего, на крупные федеральные издания. Так что этот эпизод есть исключение, а не правило.

В целом же, лично я при существующем положении вещей не вижу развития института независимой прессы, не только в Петербурге, но и во всей России. С каждым месяцем мы откатываемся от демократических ценностей все дальше и дальше. Признаюсь, меня здорово настораживает, если не сказать, пугает ситуация, складывающаяся в российской политической жизни. Отмена выборов, арест бизнесменов, закрытие некоторых масс-медиа (например, ТВС), тюремные сроки мальчишкам, принявшим участие в акциях протеста, абсолютно подотчетные и подобострастные Кремлю все телеканалы и в подавляющей части все другие СМИ (за исключением, разве что, "Эха Москвы", которому каким-то чудом удается сохранять определенную редакционную независимость), проституирующие политиканы, пытающиеся изображать оппозицию.

Беда России еще и в том, что в стране нет оппозиции, нет лидера оппозиции, который, если не смог сменить власть, то, по крайней мере, смог бы заставить действующих властителей не зарываться, держать руку на пульсе. Сегодняшняя власть в России абсолютно бесконтрольна и безнаказанна. Мы все, как слепые котята…

Я очень переживал события на Украине этой осенью и зимой. Но они смогли! Есть ли предпосылки к тому, что сможем и мы? И вот здесь я, к сожалению, пока не смогу дать позитивный ответ.