Медиановости

15 марта 2005 14:09

REN TV открывает "Тайны великих"

Зачастую попытки теледокументалистов сводятся либо к плохому копированию стиля Парфенова (который в очередной раз доказал, что он неподражаем, - его "Частный Рубенс за 10 миллионов" прошел в феврале на Первом канале с огромных успехом), либо к пересказыванию всем известных фактов одних и тех же биографий. На этом фоне проект телеканала REN TV "Тайны великих" выглядит по крайней мере неплохой попыткой придумать что-то новое.

Хотя новое в этом жанре придумать уже сложно: были и постановки эпизодов из жизни героев, и лирические рассказы об их любовях, и просто голоса за кадром на фоне хроники и "редких" фотографий, кочующих с канала на канал. Создатели проекта "Тайны великих" решили объединить своих персонажей определенным сюжетом. К примеру, Сальвадор Дали оказался в одной серии с Надеждой Дуровой (девушкой-гусаром) и Романом Гари, потому что все они - по мнению документалистов - являлись мистификаторами. Вроде бы симпатичная концепция, однако три полноцветных судьбы в рамках одного рассказа немного теряются - к концу серии с трудом вспоминаешь о том, с чего же это все начиналось. Немного отвлекает и придумка создателей - некий рассказчик, который курит, уверяет зрителя, что пишет книжку, мучает пушистого кота и иногда не в попад шутит. Неформальная концепция программы для внутренного пользования звучит так: "энциклопедия для ленивых". И правда - поверхностное изложение биографий героев и незамысловатый текст нисколько не "грузят. А профессиональные актеры помогли воссоздать эмоции, которые переживали герои программы. Работалось, кстати, непросто: актриса Алена Бабенко и режиссер Виталий Бабенко стараются не встречаться на площадке. "Инициатором приглашения Алены была руководитель проекта "Тайны великих" Алена Красникова, - рассказывает актер и режиссер Виталий Бабенко. - Меня же сложно назвать сторонником семейного подряда. Но когда работаешь, шлейф семейных отношений уходит, остается только профессия. Меня как режиссера мало волнует, кто перед микрофоном - моя ли жена или, например, Юлия Рутберг. Последняя, кстати сказать, блистательно у нас озвучила Лилю Брик. Хотя, наверное, к жене я придирался больше. Она даже обижалась на меня, когда мы снимали историю Айседоры Дункан. Сложная роль, потому что в какой-то момент нам пришлось рассказывать о том, как Дункан потеряла детей. От Алены требовался совершенно особый надрыв и даже слезы. Она старалась как никогда. Но меня все время что-то не устраивало, мы несколько раз переписывали в принципе хорошие дубли. В какой-то момент стало понятно, что со своей стороны я немного перегибаю, а Алена обижается. Но в итоге получилось все сделать так, как хотелось. Наверное, это главное. Актеру всегда сложно в такого рода программах, может быть, даже сложнее, чем в кино. В кино характер персонажа актер развивает постепенно, а у нас нужно было стремительно менять маски, дистанция между радостью и смертельной печалью иногда измерялась секундами. Кроме того, весь драматизм, все психологические грани персонажа требовалось передать только голосом. Есть только актер, микрофон и история, которую нужно рассказать. Это очень не просто".

Алина Ребель